Семь чудес света. сады семирамиды

18.09.2006

Висячие сады Вавилона - считались в древнем мире вторым чудом света после пирамид Египта. Они были созданы по приказу царя Навухдоносором II, прославившемся своей жестокостью. Он повелел возвести эти сады вдохновленный любовью к своей молодой и невозможно прекрасной жене - принцессе Семирамиде, тосковавшей по зеленым садам родной для нее страны Мидии.

Висячие сады Семирамиды казались прекрасным кусочком рая посреди пустынных равнин Вавилонского царства. От этой дерзновенной попытки, бросавшей вызов законам природы, создать оазис в пустыне до нашего времени дошли только поражающие воображение описания.

Вернуться туда невозможно

И рассказать нельзя,

Как был переполнен блаженством

Этот райский сад.

Эти строки Арсения Тарковского, словно переносят нас в то время, когда Вавилон еще процветал, а юная принцесса беззаботно слушала журчание водопадов и вдыхала аромат диковинных растений висячих садов.

Первые упоминания о чудесных садах сохранились в "Истории" Геродота. Наиболее точные сведения о них исходят от греческих историков, Вероссуса и Диодоруса: "...Сад - четырехугольный, и каждая сторона его - четыре плетры длиной (плетра - 30,85 м). Он состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в шахматном порядке. Восхождение к самой верхней террасе возможно по лестнице..."

Висячие сады, скорее всего, не являлись в прямом смысле слова "висячими", как подвешенная кабель, например. Их название появилось в результате неточного перевода греческого слова "kremastos" или латинского "pensilis", что означает не только "висячие", но и "нависающие", как веранда или балкон.

Греческий географ Страбон, который упоминал Сады в своей работе в I веке до нашей эры, писал так: "Они представляют собой сводчатые террасы, которые находятся одна над другой и опираются на кубовидные колонны. В них есть заполненная землей впадина, позволяющая посадить деревья огромных размеров. Колонны, своды и террасы построены из обожженных кирпичей и битума".

Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ. Своды их опирались на колонны высотой двадцать пять метров (Прим. ред. - как восьмиэтажный дом). Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.

На строительство Садов для прекрасной царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Задымили кирпичные заводы, обжигая широкие плоские кирпичи, для кладки. С низовьев Евфрата потянулись бесконечные караваны с плодородным речным илом, а с севера прибыли семена всевозможных растений, саженцы редких деревьев. Зимой, когда стало прохладнее, на тяжeлых повозках, запряженных быками, в город привезли большие деревья, тщательно завернутые во влажную рогожу.

Для поливки этих диковинных садов сотни рабов целый день качали воду из Ефрата, вращая громадное водоподъeмное колесо, которое черпало воду кожаными вeдрами. По трубам, незаметно помещавшихся в колоннах, вода из Евфрата, день и ночь подавалась насосами на верхний ярус, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала весь сад.

Результат превзошел все ожидания. Не только жителям Вавилона, привыкшим к зною раскаленной Ассирии, висячие сады казались чудом. Они высились среди безрадостных неплодородных равнин, словно цветущая пирамида, увековечившая любовь, способную превратить пустыню в райский сад.

Сады были обращены в сторону прохладного ветра, который дул с северо-запада. Редкие растения и прекрасные цветы украшали Сады царицы, в которых, даже в самый жаркий сезон, можно было насладиться ароматной прохладой. Там прогуливались диковинные животные со всего света и распевали яркие птицы. Великолепные пальмы поднимались высоко над неприступными каменными стенами дворца. Гулять по этому саду было особой привилегией царской семьи и высшей знати.

Под сенью этих садов нашел в свое время приют великий завоеватель - Александр Македонский. В 331 году до нашей эры жители Вавилона отправили македонцу послов с приглашением войти в Вавилон с миром. Александр был поражeн богатством и величием хотя и пришедшего в упадок, но все ещe крупнейшего города мира.

Через десять лет владыка мира - Александр Македонский - усталый, измученный военными походами возвратился в Вавилон. Он готов был уже к завоеванию Египта и походу на Запад, чтобы подчинить себе Карфаген, Италию и Испанию, но в разгар приготовлений занемог.

Александр задыхался - за все эти годы он так и не смог привыкнуть к жаре своих восточных владений. И тогда он вспомнил о том единственном месте в Вавилоне, где ему должно было стать легче. Именно там он уловил, аромат македонского, напоeнного солнцем леса. Александр приказал перенести себя в висячие сады, которые стали его последней остановкой на пути в бессмертие...

Человеком, который обнаружил "висячие сады" в XX веке, был немецкий ученый Роберт Кольдевей. Однажды при раскопках на восточном берегу Евфрата, он наткнулся на какие-то своды под холмом, скрывавшем руины царского дворца. Сначала он решил, что это был странный подвал, поднятый на многометровую высоту. Но никаких боковых стен не обнаружилось: только столбы, на которые опирались своды.

Когда Кольдевей увидел следы каменного колодца со странной спиралевидной шахтой, его осенило. В литературе о Вавилоне содержалось лишь два упоминания о применении камня - для Вавилонской башни и Висячих Садов Семирамиды. Так были обнаружены сады, уничтоженные потоками Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра.

Еще в прошлом веке немецкая путешественница описывала, что видела "на развалинах одно забытое дерево из семейства шишконосных, которые не растут в этих краях". Арабы почитают его священным как оставшееся от "висячих садов". Говорят, что когда дует сильный ветер, можно слышать в его ветвях "грустные, жалобные звуки", как будто это дух Семирамиды сокрушается о своем саде.

В настоящее время террасы древних садов еще сохранились среди развалин древнего Вавилона. Только теперь здесь вместо знати прогуливаются туристы.

Для полива служат искусственные потоки воды, красиво спадающие по террасам до самой земли, напоминая о бывшем там некогда втором чуде света.