Севские мамонты после зарубежных турне могут вновь исчезнуть уже навсегда

03.10.2005

БРЯНСК, 30 СЕНТЯБРЯ (Корр. АНН Алексей Хрыстенко). Российские ученые приняли решение срочно "собрать" так называемых севских мамонтов и выставить их в стенах Палеонтологического музея.

Как сообщили корреспонденту Агентства национальных новостей в Брянском кравеведческом музе, этому событию предшествовал громкий скандал с участием известнейших людей нашей страны.

Коллекцию мамонтов из России ждали во Франции год назад на выставке в Париже "Время мамонтов", но она так туда и не приехала. Тогда чиновники от российской науки, подозревая, что на мамонтах просто хотят сделать деньги и что экспонаты могут не вернуться домой, просто не пустили их за границу...

В те дни музеи трех стран мира привезли во Францию свои сокровища: скелеты, бивни, поделки - все, что имеет хоть малейшее отношение к мамонтам. И только главного экспоната из России - жемчужины всей выставки, ради которой, собственно, и затевалось все дело, в Париже не оказалось. Французы забили тревогу. Наш посол в Париже отбил волнительную депешу: "дружба народов" в опасности. Президиум РАН, дирекция Палеонтологического института взывают: выпустите мамонтов! Но "севская коллекция" по-прежнему лежит мертвым грузом в московских запасниках.

Поднялся большой шум. Ситуация грозила перерасти в международный скандал.

Как выяснилось позже, севских мамонтов не выпустили из страны эксперты Министерства культуры. Специалисты этого ведомства заявили, что не дадут коммерсантам делать деньги на достоянии российской науки, тем более, что коллекция давно уже находится в плачевном состоянии и может в любой момент рассыпаться...

Севские мамонты - настоящая гордость отечественной палеонтологии.

Захоронение мамонтов, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, было обнаружено в 1988 году в закрытом карьере под брянским городом Севском. Экскаваторщики обратили внимание на огромные кости, попавшие вместе с породой в ковш. Приглашенные тогда сотрудники Брянского краеведческого музея не придали значения находке, однако она вызвала живейший интерес у сотрудника Палеонтологического Института РАН (ПИНа) Евгения Мащенко и его коллег. И, как оказалось, не напрасно: было найдено крупнейшее в Европе кладбище мамонтов. Единственное в мире, где найдены кости целой семьи этих древних животных - мамонтихи и выводка ее детей от новорожденного до 6-7-летнего возраста. И самое "молодое" из всех: датируется всего двенадцатым тысячелетием до нашей эры.

Севские мамонты - последние представители своего вида, жившие на русской равнине. И это - еще не все. Ко всему прочему мама и ее мамонтята признаны всеми палеонтологами мира эталоном своего вида.

Однако, несмотря на всю уникальность находки, должного финансирования экспедиция так и не получила. Пришлось ученым работать за свой счет. Чем-то помогла местная администрация.

Как рассказывает Евгений Мащенко: "Поскольку скелеты лежали не в мерзлоте, сохранились они плохо. Инструменты входили в кости, словно в масло..."

Последние кости были перевезены в Палеонтологический институт в 91-ом году. Там коллекцию собрали и изучили. А уже через год ПИН впервые вывозит мамонтов за рубеж: в Голландию и Германию.

Это поездка дорого обошлась ученым. Экспертное заключение Министерства культуры РФ гласит: "Коллекции были нанесены многочисленные повреждения в ходе неоднократных перемонтировок и снятия слепков, произведенных немецкой стороной. Реставрация костей за рубежом производилась без участия российских специалистов, с применением веществ неизвестного состава, сделавших дальнейшую консервацию и укрепление материала почти невозможным".

Иными словами: сегодня провести тотальную консервацию костей уже невозможно. Как рассказал Евгений Мащенко: "Иностранцы покрыли скелеты противопожарной смесью, которую теперь не смыть. А раз так - гнилые изнутри кости с каждым годом будут становиться все более хрупкими. Немцы, как выяснилось, вообще обращались с мамонтами безобразно. Дефекты и сколы закрашивали масляной краской. Если кости ломались, просто склеивали их впопыхах..."

Потом были еще несколько зарубежных турне. После чего "севские мамонты" не покидали стен лабораторий. Пока при Академии наук не появилась некая коммерческая фирма с американским уставным капиталлом - ООО Международное академическое агентство "Наука" (МААН).

В свое время брянскому ученому Артуру Чубуру довелось участвовать в собирании коллекции севских мамонтов. Он прекрасно помнит, как еще тогда костная ткань проседала и крошилась. Определенно, экспонаты не были предназначены для длительных перевозок. И Евгений Мащенко предложил выставить мамонтиху с мамонтятами в первом зале Палеонтологического музея. Мол, пусть встречают посетителей. Но его не послушали. Академическое начальство решило заработать валюты на уникальной коллекции. Вернувшись из поездки, раритеты надолго пропали в лабораториях института: хрупкие кости потребовали серьезной реставрации. Ни о каких выставках в ближайшее время, как считала команда Мащенко, и речи не могло идти.

О севской находке вспомнили несколько лет назад. Руководство МААНа, купившего всего за 100 тысяч долларов права на коммерческое использование всех фондов и архивов Российской Академии наук, пожелало нагреть руки на разгоревшемся во всем мире после выхода фильма ""Парк юрского периода" динозаврово-мамонтовом буме. На "пещерной" индустрии тогда ковались миллиарды. И российские коммерсанты от науки решили не отставать от своих зарубежных коллег. В Палеонтологический институт спустили команду: подготовить коллекцию к выставке. А "маановцы" спешным делом стали искать контракт посолиднее.

В октябре 2003 года дирекция ПИНа и МААН подписали контракт с парижским музеем естественной истории. ПИН должен отправить в столицу Франции шесть скелетов мамонтов. Срок выставки: 10 месяцев. И скелеты стояли бы в центре Парижа еще год назад, кабы не упрямство представителей Министерства культуры. Проведенная здесь экспертиза (в состав группы входили сотрудники Палеонтологического института, МГУ, Академии наук и раскопавшие коллекцию Е. Мащенко с В. Жегалло, но уже в ранге экспертов Минкульта) пришла к заключению: "вывоз коллекции в ее теперешнем состоянии чреват нанесением ущерба уникальному палеонтологическому материалу".

Дорога в Париж для этих уникальных экспонатов была закрыта. Палеонтологический институт разделился на два лагеря. Разгорелась самая настоящая "мамонтовая война".

По мнению экспертов Министерства культуры, вывоз мамонтов за пределы государства был практически невозможен (и оставался невозможным и в этом году). С их точки зрения, им вообще лучше не покидать здания ПИНа. А вот старший научный сотрудник Палеонтологического музея Алексей Пахревич, на которого было возложено формирование и кураторство этой экспозиции, так не считал. Из разговора с ним можно сделать вывод, что ученый очень хотел увидеть Париж и рассказать своим зарубежным коллегам о той научной работе, которая проводится российскими учеными по сохранению и изучению уникального фонда, хранящегося в Палеонтологическом музее.

Не без гордости хотел он продемонстрировать "севскую семью", которая не выставлялась уже много лет. Не разделял он и опасений экспертов о том, что кости мамонтов растворятся в коварном парижском тумане. По той простой причине, что кости, о которых так пекутся эксперты, по большей части никуда и не собираются везти. Они еще на этапе подготовки были заменены на пластиковые аналоги, общая доля которых в скелетах, как следует из письма директора Палеонтологического института РАН Алексея Розанова на имя руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций Анатолия Вилкова, составляет в среднем 65 процентов.

По словам г- на Пахревича, "такая большая выставка - уникальный шанс для европейцев ознакомиться с редкими палеонтологическими коллекциями, а для российских ученых - профессионально пообщаться с иностранными коллегами".

И вот этот шанс у сторонников Пахревича появился: карликовые мамонты были наконец-то выставлены в стенах французского Национального музея естественной истории, где экспонировались впервые и на особых условиях. Российская сторона настояла на внесении в договор пунктов, подтверждающих, что экспонаты покинут пределы России только при условии получения государственных гарантий принимающей стороны о безусловном их возврате. Подобная юридическая тонкость вызвана тем, что в последние годы участились случаи, когда на имущество России, временно находящееся за рубежом, пытались претендовать другие страны - якобы в счет "обеспечения долга России".

Интерес к русской находке был так велик, что практически все палеонтологические центры мира "встали в очередь" в надежде увидеть "звездное" семейство у себя. Но их, скорее всего, придется разочаровать.

После завершения выставки в Париже российские ученые приняли решение срочно "собрать" мамонтов и выставить их в стенах родного музея, дабы москвичи и гости столицы смогли увидеть русское чудо до того, как оно начнет окончательно разрушаться (до этого жители нашей страны вынуждены были знакомиться с ними исключительно по фотографиям).

А это значит, что жители Брянской области, уже никогда не увидят у себя севскую коллекцию в подлиннике. Единственное, что обещается сейчас Брянскому краеведческому музею, так это право изготовить копии семи скелетов севского мамонтового стада с правом создания экспозиции.