Археологическая характеристика верхнего палеолита (М.Д. Гвоздовер)

Верхний палеолит - единая археологическая эпоха. На всем ее протяжении люди добывают средства существования также охотой и собирательством. Орудия изготовляют из камня, кости и дерева.

С социологической точки зрения это эпоха становления и развития первобытнообщинного и, по мнению большинства исследователей, родового строя. От предшествующих эпох верхний палеолит отличается кремневым и костяным инвентарем. На археологическом материале еще невозможно проследить принципиальные отличия между образом жизни и общественной организацией мустьерцев и людей верхнего палеолита. Основное занятие людей этих эпох - охота и собирательство. Почти все технологические приемы обработки кремневых орудий известны уже в мустье. Типы кремневых орудий в мустье достаточно разнообразны и содержат ряд верхнепалеолитических форм. Не отличаются резко общественные отношения мустье и верхнего палеолита, характер их поселений, а также первые проявления духовной жизни (погребения, зачатки искусства).

Рис. 37. Скопление костей на стоянке Мезин (по И. Г. Шовкоплясу)

Рис. 37. Скопление костей на стоянке Мезин (по И. Г. Шовкоплясу)

Рис. 38. План округлого жилища Мальты (по М. М. Герасимову)

Рис. 38. План округлого жилища Мальты (по М. М. Герасимову)

О связях между ними свидетельствует преемственность между локальными мустьерскими и верхнепалеолитическими культурами. Вместе с тем верхний палеолит имеет ряд прогрессивных особенностей, отражающих развитие культуры человека.

Рис. 39. Жилище Мезинской стоянки в процессе реконструкции (по И. Г. Шов коуыясу)

Рис. 39. Жилище Мезинской стоянки в процессе реконструкции (по И. Г. Шов коуыясу)

Стоянки, жилища и поселения (рис. 37-40). Знания о жизни палеолитического человека мы черпаем из изучения его поселений, на которых сохраняются кремневые и костяные орудия, кости животных, очаги, остатки жилых сооружений и др. Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилищ, то от верхнего палеолита их сохранилось много. Одни из них наземные, другие - углубленные. Жилища различаются по размерам, форме и материалу, применявшемуся для их сооружения. В одних случаях жилища строились с применением большого количества костей мамонта, в других - рогов северного оленя, в третьих - камней и каменных плит. Жилища различаются по планировке и конструктивным особенностям. Часто на одной стоянке обнаруживают несколько жилищ, что позволяет рассматривать стоянку как поселок. На некоторых стоянках исследователи выделяют комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, имелись очаги под открытым небом и хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную производственную организацию - род или общину. Если на стоянке находится несколько жилищ с очагами или группами очагов внутри длинного жилища, то, по мнению некоторых авторов, можно говорить осемьях внутри общины. Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянке привлекаются данные как палеоэкономические, палеодемографические, а также палеогеографические и палеонтологические. Используются также и этнографические материалы. Несмотря на то что многое в этом вопросе неясно, исследователи обычно говорят о преобладании относительной оседлости у палеолитических охотников.

Рис. 39а. Жилище из стоянки Межиричи (по И. Г. Пидопличко)

Рис. 39а. Жилище из стоянки Межиричи (по И. Г. Пидопличко)

Рис. 39б. Жилище из стоянки Межиричи (по И. Г. Пидопличко)

Рис. 39б. Жилище из стоянки Межиричи (по И. Г. Пидопличко)

Охота. На стоянках находят большое количество разбитых костей животных. Это свидетельствует о том, что охота была основной отраслью хозяйства. По остаткам скелета животных мы узнаем виды, на которых охотился человек. Такими животными были мамонт, шерстистый носорог, лошадь, северный олень, бизон, а из хищников - волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец; из грызунов - заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и еще реже - рыб. Иногда обнаруживают целые скелеты песцов и волков. Это позволяет предположить, что на них охотились ради меха. Прослеживается избирательность охоты на то или другое животное, а иногда отмечается, что охотники предпочитали молодых животных.

Рис. 40. План поселения в Костенках I (по А. Н. Рогачеву)

Рис. 40. План поселения в Костенках I (по А. Н. Рогачеву)

Реконструируются способы охоты при помощи ловчих ям, загонов или облав в горных условиях, например, или засады у водопоев. Вероятнее всего, в то время уже использовались ловушки. Лишь немногие из кремневых орудий могли применяться как охотничьи. Таким образом, наличие кремневого инвентаря еще не доказательство охотничьей специализации стоянки.

Обычно охотничьими орудиями считаются листовидные наконечники с боковой выемкой и другие формы острий. Костяные наконечники метательных орудий (копий и гарпунов) обнаружены на ряде стоянок. Это ориньякские наконечники с расщепленным основанием и мадленские гарпуны. В других случаях изготовлялись вкладышевые наконечники: в паз костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. В некоторых стоянках Франции известна копьеметалка. В верхнем палеолите, возможно, были изобретены лук и стрелы. При таком охотничьем вооружении человек мог обеспечить себя добычей, лишь действуя коллективно и хорошо зная повадки животных. Охота верхнепалеолитического человека дополнялась собирательством плодов и корней съедобных растений. Ряд исследователей предполагают, что в это время происходит одомашнивание волка.

Рис. 41а. Костяные орудия верхнего палеолита

Рис. 41а. Костяные орудия верхнего палеолита

Охота обеспечивала людей пищей, одеждой, давала очень важное сырьё - кость. Кость использовалась для изготовления орудий, строительства жилищ и, наконец, что также немаловажно, кость служила топливом.

Каменные орудия и техника их изготовления. По наличию призматического нуклеуса верхний палеолит отличается от предшествующих эпох с их дисковидными или леваллуазскими нуклеусами. Хотя приемы вторичной обработки кремня - различные типы ретуши, резцовый скол и т.п. - были известны и в предшествующие эпохи, однако в верхнем палеолите они использовались по-другому и для создания других форм орудий.

Рис. 41б. Украшения верхнего палеолита: скульптура мамонта (Авдеево), скульптуры птиц (Мальта), тесло из бивня мамонта с орнаментом (Авдеево), " Птички" (Мезин), орнаментированные поделки из кости (Авдеево)

Рис. 41б. Украшения верхнего палеолита: скульптура мамонта (Авдеево), скульптуры птиц (Мальта), тесло из бивня мамонта с орнаментом (Авдеево), " Птички" (Мезин), орнаментированные поделки из кости (Авдеево)

Разнообразием форм орудий верхний палеолит богаче всех предшествующих эпох. В этот период сохранились старые типы орудий и было создано много новых. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как зубчато-выемчатые орудия, скребла, остроконечники, скребки высоких форм, резцы. Роль некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Основная же черта, отличающая кремневый инвентарь верхнего палеолита, - разнообразие и богатство каменных орудий: свыше ста разновидностей. Разнообразие кремневого инвентаря сочетается со значительной устойчивостью форм и определенной их стандартизацией. Характерная особенность верхнего палеолита - относительно быстрое изменение форм орудий внутри отдельных культур, что не свойственно эпохе мустье.

Рис. 42. Скульптуры женщин верхнего палеолита

Рис. 42. Скульптуры женщин верхнего палеолита

Среди орудий особенно типичны разнообразные формы резцов, скребков, проколок, острий и ножей, пластинок с притуплённым краем, геометрических микролитов и долотовидных орудий. Ряд острий рассматривается как наконечники копий или дротиков; нередко они обработаны с обеих сторон. Многие орудия последам сработанности определяются как служившие для обработки кости и дерева (резцы), для обработки шкур (скребки) и т.д. В этом отражается специализация орудий, широко распространяются вкладышевые и составные орудия.

Костяные орудия и техника обработки кости. Новым в верхнем палеолите является широкое использование кости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари й украшений. Изредка костяные орудия встречались и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточно владел этим материалом. В верхнем палеолите при обработке кости применяются уже сложные приёмы - рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработка поверхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций. Каждая из них требовала специального инструментария из кремня или мягкого камня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание и т.д. Орудия из кости разнообразны (рис. 41). Это острия, которые, возможно, служили наконечниками копий, гарпуны из рога оленей, различные шилья, проколки, иглы, булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители или " жезлы начальников" . Часто орудия из кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом. О назначении костяных орудий, например так называемых тесел или лопаточек и целого ряда других, достоверных знаний мы пока не имеем.

Украшения и одежда. В верхнем палеолите появляются и широко распространяются украшения из кости животных и раковин моллюсков. Это ожерелья из бус, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков. Нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове верхнепалеолитический человек носил скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках - различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы и одежду.

Специфические следы работы на скребках, кожевенных ножах, лощилах, проколках, иглах свидетельствуют, что человек умел обрабатывать шкуры животных и изготовлял из них одежду. О шитой одежде свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях.

Особенно часто встречаются остатки головных уборов (или сложных причесок) как в погребениях, так и на женских скульптурах. Реконструируют два вида одежды. Один (на основании статуэтки из Бурети) позволяет реконструировать меховую одежду, в виде комбинезона шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Другая, более сложная одежда реконструируется О.Н. Бадером по погребению в Сунгире, по расположению низок бус и других украшений, нашитых на одежду. Так, сунгирьцы были одеты в плащи, заколотые крупными булавками. На них были штаны, обувь и т.д. (рис. 43).

Духовная культура. О ней мы судим по произведениям искусства и погребениям. Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись. скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией. Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко. Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе - во Франции, Испании и Италии. На территории СССР пока известен лишь один памятник пещерного искусства - Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.

Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы - хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий (рис. 42). В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т. п.

Погребения. Они говорят о разнообразном и сложном погребальном обряде. Об этом свидетельствуют характер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, а также специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия, украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребения располагались на стоянках. Групповые могильники неизвестны. Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений (рис. 43).

Рис. 43а. Верхнепалеолитическое погребение на стоянке Сунгирь (по О.Н. Бадеру)

Рис. 43а. Верхнепалеолитическое погребение на стоянке Сунгирь (по О.Н. Бадеру)

Рис. 43б. Украшения на скелете кроманьонца.

Рис. 43б. Украшения на скелете кроманьонца.

Культурные провинции и локальные культуры. Археологический материал не дает оснований для выделения единого или единственного центра, в котором возник верхний палеолит. Большинство исследователей предполагают, что верхний палеолит возник в ряде пунктов от местных мустьерских культур. Так, считают, что из французского мустье с ашельской традицией произошел перигордьен, из мустье-кина, ориньяк, из местного мустье в Венгрии и Словакии - селетская культура и т.д. Этот процесс происходил на разных территориях в близкое время, вероятно 38-40 тысяч лет назад. Наиболее древние культуры верхнего палеолита очень разнообразны и имеют иногда сходство с местными мустьерскими культурами, что свидетельствует о безусловной генетической связи между ними. Это относится к памятникам верхнего палеолита Ближнего Востока и Европы. На остальных территориях (Африка, Азия) верхний палеолит в традиционном понимании вообще не известен. Там в это время существуют культуры совершенно другого облика. Таким образом, вся ойкумена делится на две провинции: в одной из них - верхний палеолит со всеми его характерными проявлениями, в другой - верхний палеолит как археологическая эпоха не выражен.

В последние годы представления о закономерностях развития верхнего палеолита изменились. Еще недавно большинство исследователей признавали стадиальность развития верхнего палеолита для всей ойкумены. Выделялось три стадии (эпохи): ориньяк, солютре и мадлен. В этой смене эпох или культур, обнаруженных на терриории Франции, исследователи пытались усмотреть основные закономерности развития верхнепалеолитического общества во всей ойкумене. Лишь после открытий А.Н. Рогачева в районе Костенок советские исследователи перешли к изучению конкретно-исторического процесса развития верхнепалеолитических племен, различного на разных территориях. Выяснилось, что выявленные во Франции культуры и их последовательность свойственны лишь определенной территории и за пределами Франции почти не представлены, а на всей ойкумене верхнепалеолитического человечества развиваются самобытные культуры, каждая из которых свойственна лишь определенному району.

Изучение локальных различий в верхнем палеолите привело к тому, что вся ойкумена распалась на небольшие территории (от 200 км2 до 50 км2), на которых происходило самобытное развитие местных культур. Выяснилось, что на ограниченной территории могут в одно и то же время сосуществовать и развиваться различные археологические культуры. Таким образом, вся эпоха верхнего палеолита представляет собой развитие локальных археологических культур, причем каждая из них самобытна и развивается различно как по своим особенностям, так и по темпам. Выделить общее в эволюции таких культур очень трудно, но в развитии отдельных культур удается проследить изменение различных элементов. Таким образом, датировка изолированной стоянки невозможна, так как только по кремневому инвентарю нельзя решить вопрос о древности памятника. Лишь внутри хорошо изученной культуры можно говорить о прогрессивности или архаичности инвентаря и определять относительный возраст памятника.

Археологические культуры выделяются на основании типологии кремневого и костяного инвентаря и некоторых традиционных приемов их изготовления. У памятников одной культуры сходен весь набор типов орудий, а. иногда удается проследить и общие особенности искусства и типов жилищ. Для того чтобы отличить культуры, как правило, берутся не общие категории орудий (такие, как скребки, резцы и т. п.), а их специфические типы. Мы полагаем, что различия в каменных и костяных орудиях, воплощенные в археологических культурах, отражают существование различных общественных образований. Так, предполагается, что верхнепалеолитические археологические культуры соответствуют племенам.

Выделено много вёрхнепалеолитических культур в Западной, Средней и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Сибири.

Различия между ними существенны и объективны. Они свидетельствуют о независимом развитии культур и об их различном происхождении. В одних районах наблюдается автохтонное развитие oт начала эпохи почти до ее конца (Днестр-молодовская культура Кавказ-имеретинская культура), в других можно проследить приход на территорию распространения одной культуры генетических чуждых культур, прерывающих развитие местных, и, наконец местами улавливается сосуществование одновозрастных, но различных по происхождению культур (район Костенок). В тех случаях когда удается проследить непрерывное развитие культуры, оказывается, что она существует очень длительное время. Например ориньякская культура во Франции развивалась по меньшей мере 10 тыс. лет.