Архитектурные открытия случаются даже в кремле
10.06.2005
Москва - это поле открытий, совершающихся с непривычной для науки частотой. Открывают архивисты, археологи, архитекторы-реставраторы, историки искусства, краеведы-концептуалисты. Студент или маститый архитектор, обнаруживший за поздней внешностью какого-либо дома фасады и объем, скажем, XVII века, может счесть свою жизнь состоявшейся. А ведь есть ученые, в чьей жизни подобные открытия случаются не раз. Мы начинаем в нашей рубрике обозревать открытия последних лет. Сегодня - разговор об изысканиях архитектурной реставрации.
Важные находки рубежа столетий сделаны в Кремле, изученном, казалось бы, детально. Близ Архангельского собора, рядом с недоступной для посещения подземной палатой, где с советских лет хранятся саркофаги и надгробия цариц и царевен, обнаружилась другая подземная палата. Обе принадлежали Казенному двору - казнохранилищу Ивана III. Это древнейшее из существующих гражданских зданий города, построенное раньше Государева дворца, в 1485 году. Через триста лет, при сносе надземной части, палату засыпали строительным мусором. Теперь она раскопана. Далее. Впервые исследован подклет Крестовой (Мироваренной) палаты Патриаршего дворца, где при советской власти были... туалеты. Доказано, что весь дворец сооружен единовременно, при патриархе Никоне, в 1650-х годах. Раскрыты, кроме прочего, внутристенные чуланы и лестницы, одна из них полутора метров шириной. Скоро в подклете начнутся выставки. Наконец, не далее как на минувшей неделе обнаружены остатки южного портала Архангельского собора - резьба по камню, итальянская работа начала XVI века.
Об открытиях Елены Одинец и Сергея Демидова в кремлевском Потешном дворце "Известия" писали отдельно (20.03.04). Находки, перечисленные выше, также принадлежат специалистам Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ). Нужно назвать Ирину Калугину, Юрия Мосунова (именно он нашел портал собора), Георгия Евдокимова, Екатерину Рузаеву, Дмитрия Яковлева. (Реплика в сторону: обозреватель "Известий" помнит Евдокимова как самого юного, тринадцатилетнего, участника пикетов в защиту палат Щербакова на Бакунинской улице, в 1986 году.)
Некоторые из перечисленных исследователей поучаствовали, вместе с Левоном Арутюняном и Виктором Коршуновым, в раскрытии древнейшего объема китайгородской церкви Ильи Пророка на Ильинке, 3. Оказалось, как давно подозревали специалисты, что нижний храм на высоту четверика принадлежит началу XVI века.
Здания XVII и первой половины XVIII веков отыскиваются традиционно часто. "Известия" писали (11.03.04) о находке замечательных палат на Раушской набережной, 22 (Ирина Изосимова и Алексей Жданов, институт "Спецпроектреставрация"). Среди мастеров розыска в номинации "XVII век" нужно назвать доцента МАрхИ Лидию Шитову. "Известия" упоминали о ней в связи с реставрацией Тургеневской библиотеки в Бобровом переулке, 6. Шитова консультировала и работу на улице Забелина, 3, где архитектор Елена Степанова из бюро "Реставратор-М" увидела палаты 1680-х годов с белокаменным подвалом. Узорочные палаты того же столетия, но еще более ранних лет раскрыли в Малом Толмачевском переулке, 4 исследователи из 13-й мастерской "Моспроекта-2" во главе с Александром Бернштейном. Архитектурный институт нашел в собственном подвале (глазами Ларисы Ивановой-Веэн) палаты знаменитого Артемия Волынского, казненного Бироном. Аннинская датировка и достоверное авторство архитектора Петра Еропкина, погибшего вместе с Волынским, делают эти палаты уникальными не только для Москвы, но и для Петербурга.
Увы, иногда радость открытия омрачается исчезновением самого предмета. Не всякий арендатор или собственник недвижимости радуется, узнавая, что его приобретение утверждено в числе вновь выявленных памятников и не подлежит евроремонту или реконструкции, тем паче сносу. Уникальность палат на Софийской набережной, 6 разъяснилась перед их разрушением. Чтобы скорректировать реконструкцию дома на Покровке, 5, где был обнаружен фрагмент снесенной церкви Успения на Покровке (см. "Известия" от 23.09.2004), потребовались чрезвычайные усилия.
Подобной коллизией отмечен и нынешний год. Год, который запомнится открытием палат XVII века на Тверской улице, 6, в составе сталинского по виду дома, в той его части, где располагается ресторан "Арагви". Древность дома заподозрил архитектор, приглашенный владельцами ресторана сделать новый дизайн. Он обратился за консультацией на кафедру реставрации МАрхИ. Потрясены были даже те специалисты, кто равнодушен к типовому XVII веку, ибо нашли нетиповой: кирпичные розетки в сводах, ниши, порталы... Архитектурные планы ресторана подверглись немедленной ревизии со стороны Москомнаследия. Владельцы поначалу растерялись, потом заказали проект реставрации, потом вдруг обмазали цементом часть древней кладки. Как нам сообщили в Москомнаследии, эти работы остановлены. "Известия" будут следить за развитием событий.
Рустам Рахматуллин