Керамика кастелли xvi-xviii веков из итальянских собраний
21.12.2005
20 декабря 2005 года в Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка "Керамика Кастелли XVI-XVIII веков из итальянских собраний". Экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Провинцией Терамо, Областью Абруццо, Муниципалитетом Терамо, Муниципалитетом Кастелли, Музеем керамики Кастелли, продлится до 12 февраля 2006 года. Выставка организована при участии и поддержке Музея искусства Барбелла (Киети), Национального музея Абруццо (Аквила), Собрания Фуски (Кастелли), Собрания Терренья, Собрания Джакомини (Рим), Собрания Черулли Ирелли (Терамо), Министерства иностранных дел Итальянской республики, Генерального консульства Итальянской республики в Санкт-Петербурге, Тогово-промышленной и сельскохозяйственной палаты Терамо, Банка кооперативного кредита Терамо. Кастелли - небольшой итальянский городок в горах Терамо в области Абруццо. Именно там, на протяжении трех столетий в XVI, XVII и XVIII веках была создана удивительная по своей росписи разнообразная майолика, которая могла поспорить с продукцией таких прославленных майоликовых производств Италии как Урбино, Фаэнца, Дерута, Кастель-Дуранте, Пезаро, Монтелупо. На выставке представлено 60 произведений майолики Кастелли. Это фармацевтическая посуда - кувшины, альбарелли, вазы, служившие вместилищем для лекарственных трав и снадобий, а также украшавшие интерьеры аптек. В 1980-х годах было сделано открытие, что в Кастелли создавались удивительные произведения искусства уже в XVI веке. В результате раскопок в этом городе выяснилось, что именно здесь было изготовлено блистательное "семейство" фармацевтических ваз, кувшинов и альбарелли (цилиндрических сосудов) Орсини-Колонна, находящихся в крупнейших музеях мира. Данная группа майолики по типологии была объединена вокруг вазы из Британского музея, на которой изображен медведь, символизирующий семейство Орсини, обнимающий колонну - герб семьи Колонна. Это явилось одним из самых замечательных открытий в археологии XX столетия. Яркая роспись этой керамики соседствует обычно с надписями названий лекарств, хранившихся в этих сосудах. Роспись покрывает почти всю их поверхность. Здесь изображались часто святые, герои римской истории, погрудные женские и мужские портреты. Необычный стиль керамики Кастелли носит на себе черты влияния итальянской и немецкой гравюры XV-XVI века, которую местные мастера использовали иногда как образцы для росписи. Кроме аптекарской майолики огромный интерес представляют керамические плитки города Кастелли. Здесь находится церковь Сан-Донато, потолок которой декорирован изразцами, исполненными в экспрессивной манере, сходной с росписью ваз Орсини-Колонна. Роспись, как ваз, так и изразцов церкви Сан-Донато в значительной степени принадлежит семье местных керамистов Помпеи, в том числе Орацио Помпеи. В XVII столетии в росписи фармацевтической майолики Кастелли некоторые керамисты большое место уделяли белому фону, который дает майолика, меньшее пространство они отводили росписи. Беднее стала красочная палитра, выдержанная в охристых, синих и зеленых тонах. Такая манера декора получила название "компендиарио". Позднее в Кастелли был выработан новый, несколько акварельный по своей тональности стиль росписи. Круг изображаемых сюжетов обогатился жанровыми сценами из повседневной сельской жизни и очень тонко исполненными пейзажами, обычно с античными руинами. От красочных ренессансных майолик керамические изделия Кастелли XVII и XVIII веков отличаются светлыми бледными тонами, которые, несмотря на некоторую блеклость, производят гармоническое впечатление. Интересным мастером этого времени был Антонио Лолло. Наибольшие художественные достижения принадлежат в XVII и XVIII столетиях семьями Груэ, Джентилле и Капеллети, на протяжении двух создававших майолику в Кастелли. К выставке подготовлен каталог, издаваемый итальянской стороной. Куратор выставки - Елена Николаевна Иванова, старший научный сотрудник Отдела истории западноевропейского искусства, кандидат искусствоведения.