Чукотка: страницы хроники, запечетленные в камне
13.10.2006
В Итальянском Институте культуры проходит вставка "ЧУКОТКА: СТРАНИЦЫ ХРОНИКИ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В КАМНЕ", представляющая образы древнего наскального искусства, поражающего своеобразной эстетикой и лаконизмом. Благодаря современным реставрационным технологиям, создается иллюзия приобщения к объекту, удаленному на 12000 км и 1500 лет.
На Чукотке на скалах Кайкуульского обрыва, протянувшихся вдоль правого берега реки Пегтымель в 30 км от ее впадения в Северный Ледовитый океан 40 лет назад было обнаружено единственное в азиатской части России местонахождение рисунков на скалах, расположенное за Полярным кругом. Опубликованная членом-корреспондентом Академии наук Н.Н. Диковым книга "Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля" сделала их всемирно известными. Недавно интерес исследователей к петроглифам этого удаленного региона оживился, а выявление новых изображений показало, что изучение памятника необходимо продолжать. С 2005 г. реализуется российско-итальянский проект "Наскальное искусство Чукотки", который координируют итальянская путешественница Стефания Дзини и ученый секретарь Института археологии Российской академии наук доктор исторических наук Екатерина Дэвлет. В экспедиции 2005 г. приняли участие археологи Михаил Слободзян из Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж) и Елена Миклашевич из Кемерово (Кемеровский ГУ), реставратор Алексей Кочанович из Москвы (ГосНИИ Реставрации). В 2006 г. к исследованиям присоединился трасолог Евгений Гиря из Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН. Экспедиция была поддержана многими государственными и общественными организациями: Институтом археологии Российской академии наук, Российским фондом фундаментальных исследований, Сибирской Ассоциацией исследователей первобытного искусства", авиакомпанией КАВМИНВОДЫАВИА, журналом "Вокруг света", "Клубом "Приключение" и др. На выставке представлены фотографии и копии петроглифов Пегтымеля, часть из них выполнена в технике эстампирования, позволяющей передать фактуру и особенности скальной поверхности. Пластиковые отливки были получены по специально разрабатывавшейся методике: в результате многоэтапного технологического процесса получаются копии, оставляющие полнейшую иллюзию, что перед зрителем природный камень с петроглифами. Это возможность дистанционно приобщиться к памятнику, удаленному от зрителей на 12000 км и 1500 лет - достоверно воссоздаются сцены, выбитые и выгравированные на скалах Чукотки: северные олени, охотник в лодке, преследующий морского зверя или поразивший на переправе оленя, волки и медведи - то добыча, то жертва. Большой пласт рисунков связан с мифологическим сюжетом, повествующим о "девках-мухоморках" - эти своего рода "русалки тундры" пользовались не лучшей репутацией. Неизвестные прежде изображения выявлены на скальных выходах и отдельных каменных блоках, лежащих на склоне горы и даже скатившихся к самому берегу реки. Большинство из них были скрыты под слоем грунта, прикрыты ветками кустарника, заросли мхом и лишайником. Некоторые были оказались перевернутыми и даже лежали "лицом вниз". Расчистив несколько таких блоков, члены экспедиции открыли много новых, неизвестных ранее изображений - теперь коллекция петроглифов Кайкуульского обрыва увеличилась втрое. Например, на камне, копия-отливка с которого экспонируется на выставке, изображена вроде бы обычная сцена охоты на северных оленей, но на корпусе центральной фигуры оленя изображен символ в виде круга с точкой в центре. Что означает этот знак, выделяющий уникальное изображение среди сотен других? Возможно, так был "отмечен" олень, символизирующий небесное светило. Подобные изображения оленей часто встречаются в наскальном искусстве южных регионов Сибири, а вот среди памятников Приполярной зоны до сих пор подобный миф в рисунках на камне зафиксирован не был. Или, возможно, здесь показано зарождение новой жизни во чреве матери-оленухи. Камень, на торцевой грани которого изображена данная группа, обращает на себя внимание и своей необычной формой, что могло придавать ему особое значение в глазах создателей петроглифов, из поколения в поколение возвращавшихся к Кайкуульскому обрыву - древнему святилищу на западе Чукотки.