Восточноафриканские австралопитековые
Олдувайское ущелье. В 1959 г. Луис Лики в слое 1 (самом древнем) обнаружил почти полный череп ископаемого высшего примата, сходного с некоторыми массивными формами южноафриканских австралопитековых.Л. Лики дал ему наименование Zinjanth-ropus boisei (зинджантроп бойсов). В отложениях с остатками зинджантропа обнаружены грубые орудия из галек (олдувайская культура), а также кости рептилий, птиц и млекопитающих. Среди орудий преобладали чопперы, двусторонне обработанные орудия (бифасы) и многогранники. Геологический возраст - виллафранк /Иванова, 1965/. Абсолютный возраст (по данным калий-аргонового анализа) - 1,75 млн. лет. Первоначально автор находки был убежден, что орудия олдувайской культуры были творением рук этого существа, в связи с чем было сделано заключение, что зинджантроп - один из древнейших представителей человеческого рода. Однако небольшой объем мозга (530 см3) и другие примитивные особенности этого существа посеяли среди ученых сомнения в возможности изготовления им каменных орудий. Дальнейшие открытия показали, что эти сомнения были далеко не беспочвенными.
В 1960 г. в том же слое 1, но на 60 см глубже горизонта с остатками зинджантропа, Л. Лики обнаружил скелетные остатки, принадлежавшие существу, отличному от зинджантропа и австралопитековых в целом. Первоначально это существо получило наименование " презинджантроп" (предшественник зинджантропа). В дальнейшем кости " презинджантропа" были найдены и в горизонте с остатками зинджантропа и в более поздних отложениях (слой 2). Абсолютный возраст наиболее древних остатков " презинджантропа" - около 2 млн. лет. Тщательным изучением костных остатков установлено, что они принадлежат существу более прогрессивному, чем зинджантроп и австралопитековые в целом. На это указывает объем мозга (650 см3) и другие особенности, в том числе строение костей стопы и кисти, свидетельствующие о совершенной двуногой походке, а также о способности его руки к " силовому зажиму" . Все это позволило рассматривать " презинджантропа" как существо, которое " достойно" занять место в роде " человек" , и дать ему видовое наименование Homo habilis (" человек умелый" ). Значение этого видового наименования связано в первую очередь с тем, что вместе с остатками этого гоминида найдено большое количество орудий олдувайской культуры (чопперы, небольшие пластины, каменные молотки из кварцита и лавы, многогранники и др.). Найдено также хорошо обработанное костяное орудие типа " лощила" для обработки кожаных ремней. По мнению некоторых исследователей, ремни могли быть использованы для изготовления пращей /Napier, 1964/. Как упоминалось, орудия олдувайской культуры были найдены и с остатками зинджантропа, которому первоначально приписывалось " авторство" этих орудий. Однако после нахождения остатков " человека умелого" авторы пришли к выводу, что творцом этой палеолитической культуры был именно он, в то время как зинджантроп, возможно, был охотничьей добычей этого древнейшего человека /Leakey, Tobias, Napier, 1964/.
Таким образом, хотя по морфологическим признакам Homo habilis занимает промежуточное положение между австралопитековыми и питекантропами, он, по-видимому, переступил порог, отделяющий высокоразвитых двуногих приматов от древнейшего человека.
Долина р. Омо (Эфиопия)
Здесь с 1967 по 1971 г. международная экспедиция, возглавлявшаяся К. Арамбуром, И. Коппенсом.Л. Лики и Ф. Хауэллом, в 600-метровой толще плиоплейстоценовых отложений с абсолютным возрастом от 4,5 до 1,5 млн. лет обнаружила много скелетных остатков австралопитековых (массивных и грацильных). В одном из горизонтов с абсолютным возрастом в 2,1 млн. лет найдено скопление орудий олдувайской культуры.
За четыре полевых сезона до 1971 г. экспедиция достигла поразительных успехов. Были обнаружены неполный череп, нижние челюсти, кости конечностей, 150 зубов. Остатки австралопитековых оказались вдвое древнее гоминид Олдувая.
Пениндж (Танзания, западный берег озера Натрон, в 80 км северо-восточнее Олдувайского ущелья)
Здесь обнаружена нижняя челюсть массивного австралопитекового. Геологический возраст - ранняя фаза среднего плейстоцена. Хотя это местонахождение значительно моложе слоя 1 Олдувайского ущелья с остатками зинджантропа, в морфологическом отношении нижняя челюсть из Пенинджа настолько сходна с челюстью зинджантропа, что большинство исследователей относят обе находки к одному и тому же виду.
Канапой (Кения, южный берег озера Туркана 1)
В 1965 г. в отложениях раннего плейстоцена был обнаружен дистальный фрагмент плечевой кости грацильного австралопитекового. Абсолютный возраст - 4,5 млн. лет.
Лотагам (юго-западный берег озера Туркана, Кения)
Здесь в 1967 г. в плиоплейстоценовых отложениях был найден фрагмент нижней челюсти грацильного австралопитекового. Абсолютный возраст - 5,5 млн. лет.
Чемерон (Кения, район озера Баринго)
Из этого местонахождения известна височная кость австралопитекового, обнаруженная в отложениях, значительно более молодых, чем слой 1 Олдувайского ущелья.
Чесованджа (ЦентральнаяКения)
Здесь в плейстоценовых отложениях найден неполный череп массивного австралопитекового. Абсолютный возраст 1,1-1,2 млн. лет.
Восточный берег озера Туркана
Раскопки плиоплейстоценовых отложений в этом районе под руководством Р. Лики начались в 1968 г. и продолжаются по сей день. Уже обнаружено свыше 150 ископаемых объектов (черепа, челюсти, зубы, кости посткраниального скелета). Все они найдены в местонахождениях Кооби Фора и Илерет. Абсолютный возраст отложений от 2,8 до 1,5 млн. лет. Открыто большое скопление орудий олдувайской культуры (абсолютный возраст 2,6 млн. лет). Это древнейший памятник палеолитической культуры на нашей планете. Из скелетных фрагментов ископаемых гоминид одни отнесены к австралопитековым, другие - к роду Homo, т.е. к человеку. Среди последних особого внимания заслуживает найденный в 1972 г. в Кооби Фора череп гоминида, известный под № 1470. Абсолютный возраст его 2,8 млн. лет. Поразительные особенности этого черепа - большая емкость мозговой коробки (800 см3) и крайне слабое развитие надглазничного валика и костного рельефа. Примерно такими же особенностями обладает и другой череп, найденный там же и имеющий № 1590. Эти находки подтверждают точку зрения Р. Лики о присутствии в Кооби Фора форм, которые могут быть отнесены к роду " человек" .
Хадар (северовосточная Эфиопия)
Здесь в плиоплейстоценовых озёрно-речных отложениях в долине р. Хадар (депрессия Афар) были обнаружены остатки ископаемых гоминид, принадлежащие 14 индивидам. Среди них кости нижних конечностей, верхние и нижние челюсти, височная кость, а также неполный скелет женской особи, состоящий из 52 костных фрагментов (кости черепа, позвонки, тазовые кости, крестец, ребра, кости верхних и нижних конечностей). Абсолютный возраст афарских отложений от 3 до 4 млн. лет. Предполагается, что среди костных остатков ископаемых гоминид одни принадлежат грацильным австралопитековым (неполный женский скелет и некоторые кости нижней конечности), другие - представителям рода " человек" (фрагменты верхних и нижних челюстей) /Johanson, Taieb, Coppens, 1975/.
Летолил (Танзания), в 20-30 милях к югу от Олдувайского ущелья
В этом местонахождении Мэри Лики в плиоплейстоценовых отложениях обнаружила костные остатки гоминид, преимущественно верхние и нижние челюсти, а также изолированные зубы, принадлежащие 11 индивидам. Предполагается, что все эти остатки относятся к роду " человек" . Абсолютный возраст отложений 3,35 - 3,75 млн. лет /Leakey М., 1976/.
Таковы важнейшие открытия остатков австралопитековых и более прогрессивных гоминид, сделанные за последние 20 лет. Эти открытия существенно изменили взгляды на австралопитековых и дали повод к обсуждению проблем, имеющих принципиальное значение для современного учения об антропогенезе.
Возраст австралопитековых
Предположения о позднем геологическом возрасте южноафриканских австралопитековых основывались главным образом на анализе сопровождавшей их фауны и не были подкреплены скольконибудь точными исследованиями, ибо в те годы не было методов определения абсолютного возраста древних отложений.
Открытия австралопитековых на территории Восточной Африки, где их костные остатки в большинстве местонахождений залегали в слоях вулканического происхождения, позволили использовать радиоизотопные методы (в частности, калий-аргоновый) определения абсолютного возраста отложений, в которых залегали костные остатки. Абсолютный возраст восточноафриканских австралопитековых оказался весьма значительным: Олдувай - 1,75-2,0 млн. лет; Омо - 4,0-2,0 млн. лет; Восточный берег озера Туркана - 2,8-1,5 млн. лет; Канапой - 4,5 млн. лет; Лотагам - 5,5 млн. лет; Хадар - 3,0-4,0 млн. лет; Летолил - 3,35-3,75 млн. лет.
Таким образом, нижняя граница времени обитания австралопитековых находится значительно древнее, чем предполагалось до открытий остатков этих существ в Восточной Африке.
Успехи датировок восточноафриканских австралопитековых вновь позволили вернуться к вопросу о древности южноафриканских австралопитековых и предпринять попытки определения их возраста. Для этого прибегли к косвенным методам, основанным на сравнении фауны восточноафриканских и южноафриканских местонахождений. Так, Кук установил, что брекчии Серкфонтейна и Макапансгата имеют возраст примерно 2,5-3,0 млн. лет, т.е. вдвое древнее, чем предполагалось ранее.
Эти Выводы были подтверждены сравнительными геоморфологическими исследованиями Партриджа /Partridge, 1973/, который полагает, что возникновение пещеры Макапансгат относится ко времени 3,7 млн. лет, пещеры Стеркфонтейн - 3,3 и Сварткранса - 2,6 млн. лет тому назад.
В итоге датировки южноафриканских местонахождений выглядят следующим образом: Макапансгат - 3,0 млн. лет; Стеркфонтейн - 2,5 млн. лет; Сварткранс - 1,8 млн. лет; Таунг - 0,87 млн. лет. Как видно, древность большинства южноафриканских австралопитековых (кроме Таунга) оказалась значительно больше, чем это предполагалось до открытий в Восточной Африке. Теперь становится очевидным, что южноафриканские австралопитековые не уступают по своей древности большинству их восточноафриканских сородичей. Данное обстоятельство очень важно. Из него вытекает хронологическая общность южноафриканских и восточноафриканских австралопитековых. Этот факт лишает аргументов тех авторов, которые, считая геологический возраст южноафриканских австралопитековых поздним, исключали их из числа возможных предшественников древнейших людей.
Ареал австралопитековых
До открытий австралопитековых в Восточной Африке область распространения этих существ считалась ограниченной крайним югом Африканского континента. Это создавало впечатление о них как об обособленной группе высших приматов, обитавших за многие тысячи километров от тех областей земного шара, где были известны костные остатки древнейших людей и памятников их культуры. Это также заставляло сомневаться в том, что австралопитековые - предки людей. Многие антропологи считали их " боковой ветвью" . Теперь ареал этих форм раздвинулся далеко к северу и востоку континента, к Сахаре и к Красному морю. Как выяснилось, австралопитековые - не периферийная группа (рис. 4). Таким образом, возражение о том, что они не могут быть непосредственными предшественниками древнейших людей, отпадает.
Австралопитековые - непосредственные предки архантропов. Это очень древняя группа, абсолютный возраст которой превышал древность архантропов, известных на территории Азии, Европы и Африки. Кроме того, австралопитековые обитали на значительной части Африканского континента. Оба эти обстоятельства склоняют большинство исследователей к выводу о том, что они были непосредственными предками архантропов. Однако такое убеждение основано не только на хронологическом и географическом аспектах проблемы. Очень важно, что австралопитековые достигли очень высокого уровня гоминизации и вплотную подошли к рубежу, отделяющему высокоразвитого антропоида от человека. Ведь, обитая в открытой местности и будучи в биологическом отношении беззащитными, австралопитековые вынуждены были использовать новые механизмы адаптации к окружающей среде, более совершенные, чем у современных антропоидов. Австралопитековые освоили принципиально новую форму поведения, а именно систематическое использование предметов: камней, палок и т.д. в качестве орудий. Выживание этих существ уже зависело не столько от биологических механизмов приспособления, сколько от этих новых форм поведения, связанных с высоким уровнем их орудийной деятельности. Речь шла уже о зачатках активного приспособления к среде, которое стало основным содержанием процесса эволюции позже, у человека.
Таким образом, у австралопитековых были уже все предпосылки для перехода от употребления естественных предметов к их искусственному изготовлению, т.е. к трудовой деятельности. Однако изготовляли ли австралопитековые искусственные орудия, и были ли они способны к трудовой деятельности? Перешли ли они тот решающий рубеж, который отделяет самое высокоорганизованное животное от самого примитивного (с точки зрения эволюционной) человека? Другими словами, были ли они еще животными или уже людьми? Вокруг этих вопросов вот уже двадцать лет идут жаркие дискуссии. И это понятно, так как от ответа на такие вопросы зависит решение фундаментальных проблем современной теории антропогенеза.