Древнерусские храмы-2. софии в новгороде и полоцке
18.08.2006
Каждый нумизмат мечтает найти в свою коллекцию самую-самую монету. Например, рубль так и не взошедшего на престол императора Константина Павловича. Каждый археолог мечтает о том, чтобы найти что-то эдакое, ну, как Шлиман. Как минимум Трою.
Мечта многих новгородских археологов - найти дубовую Софию Новгородскую.
Так как грунт сохраняет органику, вроде бы должны сохраниться остатки деревянного собора X века "о тринадцати версех". Но увы! Пока что все тщетно. Церковь Бориса и Глеба в Детинце (Кремле то есть), поставленную прототипом былинного Садко купцом Сотко Сытиничем на месте пожара век спустя, нашли (сейчас на этом месте стоит крохотная церквушка Андрея Стратилата) а вот Софию - пока нет. Зато каждый, приехавший в Новгород Великий, начинает знакомство с городом с каменной Софии, построенной двумя поколениями позже. "Где София, там и Новгород", - говорят уже много веков.
НОВГОРОД. СТРОИТЕЛЬСТВО.
Все началось с пожара. "В лето 6553. Сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь", - можно прочитать в Новгородской Первой летописи Старшего извода.
То есть сразу после пожара весной 1045 года началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого (напомним, что к этому времени сам Ярослав уже выстроил Софию в Киеве). Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро храма, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился, галереи стали двухэтажными и храм получился более монументальным.
Закончили собор в 1050 году. К сожалению, первоначальных фресок сохранилось очень мало (в основном в Мартирьевской паперти собора). Там же сохранилось и большинство древних граффити. Весьма важными, на мой взгляд, являются автографы мастеров-строителей собора. Заказчик собора, князь Владимир Ярославич умер сразу после освящения храма, в Софии его и похоронили.
Судя по всему, основной объем храма расписали сразу, а притворы, судя по летописному сообщению - только в 1144 году.
Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая десница на другой день по написанию оказалась сжатою. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трeх раз, пока на четвeртый день свержу не раздался голос: "Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространиться, тогда будет граду сему скончание".
Искусствоведы считают, что мастер просто не справился с анатомией, но не нам судить, кто тут прав.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, увлечение которого Древней Русью началось именно с Великого Новгорода, считал, что предсказанный конец Новгороду, возможно, наступил во время Великой Отечественной Войны. Новгородские храмы тогда сильно пострадали от артиллерийского огня и купол Софии пробил снаряд. Фреска Вседержителя почти полностью погибла, и сейчас можно заметить лишь жалкие остатки.
Кстати, во время Великой Отечественной войны пропал и крест с главного купола Софии, на котором "сидел" металлический голубь. Крест был сбит, предположительно, в 1942 году при артобстреле или авианалете. В годы войны реликвию вывезли за рубеж, и точное местонахождение креста оставалось неизвестным. Во время реставрации крест восстановили, а в сентябре 2003 года нашлась и пропажа. Ее обнаружили в одной из испанских военных академий под Мадридом. В итоге крест вернули, и подлинник выставлен в соборе.
+++
2
АРТЕФАКТЫ
Магдебургские (Cигтунские) врата на западной стороне Софийского собора в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Сейчас их открывают только когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Эти врата являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны врата западноевропейскими мастерами.
Сцены из Ветхого и Нового заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством и вкусом.
Среди фигур, изображенных на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров - литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Во время перевозки ворота разобрали на пластины, и собиравший их в Новгороде мастер Авраам не постеснялся вставить и свой портрет, не забыв подписать его по-русски.
Среди интересных реликвий, хранящихся по сей день в Софии, следует выделить две, одинаково ценных как с исторической, так и с религиозной точки зрения.
Во-первых, это икона Богоматерь Знамение, которая, по-преданию, пострадала во время осады Новгорода войсками, руководимыми сыном Андрея Боголюбского Мстиславом на рубеже 1169-1170 года. Кто-то из осаждающего войска пустил стрелу в икону, и, по преданию, Богородица наслала смуту на войско неприятеля и заставила его отступить.
На тему этого предания создано знаменитейшее произведение древнерусской живописи - икона "Чудо от иконы "Знамение Пресвятой Богородицы" (или "Битва новгородцев с суздальцами"), хранящаяся в Третьяковской Галерее. По сути своей, кстати, чистейший комикс.
Вторая реликвия - каменный резной крест митрополита Алексия в честь победы на Куликовом поле. Кстати, Алексеевский крест - единственное произведение искусства, достоверно созданное в честь этой победы "по горячим следам".
+++
3
НЕКРОПОЛЬ
В Великом Новгороде Софийский Собор выполнял функции, в советское время, выполнявшиеся Кремлевской стеной и окрестностями. То есть, кладбища номер один. Хоронили, как правило, новгородских архиепископов и митрополитов. Кроме того, хоронили князей и особо выдающихся посадников.
Сейчас в действующем соборе на самом виду расположены две гробницы - с мощами строителя собора князя Владимира Ярославича, а также "княгини Анны". По церковной легенде, это могила жены Ярослава Мудрого, матери Владимира, по той же легенде, трижды менявшей имя. Сначала скандинавка Ингигерд, потом христианка Ирина (эти данные можно считать достоверными), ну а затем - монахиня Анна. Красивая получается легенда: муж обрел покой в Киевской Софии (смотри первую лекцию), супруга упокоилась в Новгородской.
В свое время она очень растрогала меня, но - увы.
Начнем с того, что имя "Анна" впервые встречается в источниках, отстоящих на полтысячи лет от кончины супруги Ярослава. А уже в советское время "богохульные ученые" обследовали некрополь Софийских соборов. В саркофаге Ярослава Мудрого обнаружен и скелет "женщины ... пожилого возраста, северного типа". А вот "мощи Анны" при всем желании не могу быть останками супруги Ярослава Мудрого. Сугубо по возрасту: женщине, захороненной в Софийском соборе было около 30 лет, а Ирина прожила больше 50.
Такой же достоверностью обладают и "мощи князя Федора Ярославича", который скончался в возрасте 24 лет в день свадьбы 5 июня 1233 г.
Его похоронили в Юрьевом монастыре (о котором - в следующих лекциях), после чего тело якобы нашли нетленным и похоронили в Софии. Проведенная судмедэкспертиза останков показала - в гробнице останки зрелого мужчины в возрасте около 40 лет, отравленного мышьяком. По мнению историков, это останки Дмитрия Шемяки, отравленного по приказу Васлия Темного.
Похоронен в соборе и сподвижник Петра Феофан Прокопович.
Каждый, бывший в новгородском Детинце видел рядом с Софией столпообразную постройку с церковью и часами. Это "часозвоня", построенная архиепископом Евфимием в XV веке. Разумеется, она не относится к домонгольской архитектуре, но, поскольку стоит рядом с Софией и составляет единый архитектурный ансамбль, скажем пару слов о ней. Всего несколько фактов.
Во-первых, датируют ее экскурсоводы обычно 1434 годом, что не имеет под собой оснований.
Датировка постройки Евфимия неясна до сих пор.
Во-вторых, и дошедшая до нас башня, и часы возведены позже. Постройка Евфимия обрушилась в XVII веке и восстановлена заново в другом месте, часы на ней - вообще третьи (вторые заменили собой погибшие первые в 1745 году и погибли в Великую Отечественную).
В третьих, реставрация уже нового столпа не может считаться научной, так как завершение его было деревянным. Немного надо сказать и о часах, которые поставил на своем дворе архиепископ. Это были вторые куранты в России (первые в 1404 году поставил в Москве на своем дворе великий князь). Кстати, стоили часики тоже немало - 150 рублей. Для сравнения, огромная церковь Никиты в Новгороде обошлась заказчику "всего" в 45 целковых.
+++
4
НЕМНОГО О ПОЛОЦКОЙ СОФИИ
И в заключение еще об одной домонгольской Софии. Софию Полоцкую знают хуже всего. Это, наверное, закономерно. Во-первых, построена она позже всех, во-вторых, сохранилась хуже всех. В принципе, и в данный рассказ включаем ее только условно.
Дата еe постройки неизвестна. Упоминается она впервые в Житии Евфросиньи Полоцкой в связи с событиями середины XII века. Есть упоминание о ней и в знаменитом "Слове о полку Игореве", во фрагменте о полоцком князе Всеславе Брячиславиче: "Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша".
В XIV веке о ней сказано "Свята Софиа камена, о седми версех". На рисунках XVI и XVII веков уже видно, что собор к тому времени был сильно перестроен, а в 1750 году храм перестроили полностью.
В литовско-белорусских летописях строительство храма приписывается Борису Кгинвилу и датируется 20-ми XIII в., однако новейшее изучение его стилистических и технических особенностей опровергает эту датировку. Здание построено в середине XI века, единодушны археологи и историки. Верхняя граница - 1066-й год. Помогла в этом и наука палеография. Находка в 1977 древнерусской надписи на камне в основании Софии Полоцкой подтвердила датировку, так как начертания букв соответствуют почеркам 1050-х годов.
Что же осталось от того собора XI века? Наружные западная и восточная стены, нижние части остальных стен и столбов. Внутри собора можно увидеть демонстрационные шурфы - раскрытые участки древней кладки.
Знаменитые западные апсиды храма, долгое время волновавшие ученых (напомним, что апсида - это алтарная часть храма, в православных соборах она всегда с востока) оказались поздними пристройками и связаны как раз с влиянием католического Запада.
Зато в храме уцелело достаточно большое количество фрагментов штукатурки с остатками древних фресок. По меркам современной науки - очень много, ведь от большинства построек домонгольского времени не осталось даже фундаментов. Только их следы в грунте - фундаментные рвы.