Основные нерешенные проблемы верхнего палеолита (Г.И. Лазуков)

Из изложенного выше со всей очевидностью вытекает, что верхний палеолит ознаменовался значительными изменениями в развитии, в дальнейшем совершенствовании и усложнении материальной культуры и социального устройства общества. Эти изменения происходили на фоне и, конечно, под влиянием неоднократных изменений природы. Крайними их проявлениями были весьма благоприятные межледниковые условия молого-шекснинской (каргинской) эпохи и суровые условия осташковского (сартанского) оледенения.

Природные условия накладывали свой заметный отпечаток на хозяйственный уклад и образ жизни людей верхнего палеолита. Однако главными причинами, предопределявшими основные особенности материальной культуры и хозяйственного уклада, были причины социального характера.

Выше мы старались охарактеризовать природные условия различных областей территории СССР в верхнем палеолите. Как и ныне, они были не менее разнообразными. Вместе с тем мы стремились показать и имеющиеся разногласия в решении ряда вопросов, так сказать, природного характера. Например, названное выше молого-шекснинское межледниковье до сих пор не признается довольно многими исследователями. Кроме того, в последние годы получили широкое распространение палеогеографические представления о том, что эпоха последнего оледенения (25-10 тыс. лет назад) была самой суровой за весь плейстоцен. Именно по этому признается, что вечная мерзлота в Восточной и даже Западной Европе проникала далеко на юг и оказывала огромное влияние на облик ландшафтов и на особенности проявления физико-геологических процессов. Много неприятностей она доставляла и верхнепалеолитическому человеку, ибо, как говорилось ранее, признается широкое площадное распространение солифлюкционных процессов. Однако такие представления признаются далеко не всеми. Исходя из этого, по нашему мнению, несомненно, в отдельные эпохи климат и физико-географические условия верхнего палеолита были весьма благоприятными и приближались к современным.

Еще раз обратим внимание читателя на то, что физический тип самого верхнепалеолитического человека, начиная со времени его появления вплоть до современности, не претерпел сколько-нибудь существенных изменений и морфологические отличия человека верхнего палеолита от современного очень невелики. Изменения же социального характера были очень большими, значительно большими, чем, пожалуй, за всю предшествующую историю человечества. Именно в верхнем палеолите созревали предпосылки для дальнейшего, еще более существенного и быстрого совершенствования материальной культуры и социального устройства общества в последующие эпохи.

Все еще далеко не решенной является проблема времени, места и причин формирования Homo sapiens. По всем только что названным вопросам существуют весьма различающиеся точки зрения, изложенные в одном из предыдущих разделов, а также в работах многих советских и зарубежных исследователей. Нет желаемой ясности и по вопросу о времени начала верхнего палеолита. Хотя теперь многими исследователями начало его относится к интервалу 35-40 тыс. лет назад, однако справедливости ради следует сказать, что этот интервал не доказан конкретными антропологическими, археологическими, геолого-геоморфологическими и физико-химическими данными. Нам представляется, что появление Homo sapiens и начало верхнего палеолита относятся к более ранней эпохе. Вероятно, это будет начальная пора молого-шекснинского межледниковья, т.е. около 50 тыс. лет назад.

В тесной связи с рассматриваемым вопросом находится и вопрос о длительности времени трансформации палеоантропов в неоантропов. И по этому вопросу до сих пор очень мало конкретных данных, которые позволили бы дать обоснованный ответ. Однако кажется несомненным, что эта переходная пора должна была занимать значительный промежуток времени.

В чем причина быстрой смены палеоантропов неоантропами? Чем можно объяснить столь медленные и незначительные эволюционные изменения Homo sapiens со времени его появления вплоть до настоящего времени? Эти важные вопросы также еще не получили своего окончательного решения и ждут будущих исследователей.

В верхнем палеолите (и, вероятно, не на последних его стадиях) человечество значительно расширило свой ареал. Стали обитаемы все природные зоны - от тропико-экваториальных до арктических. В верхнем палеолите произошло и заселение Северной Америки. Все это также является свидетельством дальнейшего и значительного прогресса в развитии человечества и его материальной культуры, приспособления к обитанию в самых разнообразных природных условиях. Без этого не могло бы быть столь значительного за весьма короткий срок расширения ойкумены.

Одним из самых замечательных явлений рассматриваемой эпохи было возникновение нового физического типа человека. Именно это послужило главной базой для восхождения человечества на новую, более высокую ступень развития. С появлением человека современного типа отмечается значительное совершенствование и разнообразие орудий труда и способов их изготовления. Наряду с каменными орудиями широкое распространение получают орудия из кости, нередко поражающие тонкостью и мастерством своего изготовления (например, костяные иголки с ушком).

Совершенствование способов изготовления орудий и многообразие самих орудий привели к возникновению многочисленных верхнепалеолитических культур, неоднократно сменявших друг друга не только на разных, но даже на одних и тех же территориях. Яркие примеры этого приводились неоднократно. Из изложенного выше ясно, что особенности и закономерности формирования палеолитических культур остаются до сих пор во многом еще не выясненными.

Рис. 59. Стратиграфическая колонка и споропыльцевая диаграмма верхнепалеолитической стоянки Шугноу (по А.А. Никонову, М.М. Пахомову и др.): 1 - галичник с песком; 2 - обломочный и хрящевой материал с суглинком; 3 - пески тонкозернистые, слоистые; 4 - глинистые алевриты (супеси); 5 - алевритовые глины (суглинки), лессовидные; 6 - культурные горизонты; 7 - содержание пыльцы древесных пород и кустарников; 8 - содержание пыльцы травянистых растений; 9 - содержание спор;

Рис. 59. Стратиграфическая колонка и споропыльцевая диаграмма верхнепалеолитической стоянки Шугноу (по А.А. Никонову, М.М. Пахомову и др.): 1 - галичник с песком; 2 - обломочный и хрящевой материал с суглинком; 3 - пески тонкозернистые, слоистые; 4 - глинистые алевриты (супеси); 5 - алевритовые глины (суглинки), лессовидные; 6 - культурные горизонты; 7 - содержание пыльцы древесных пород и кустарников; 8 - содержание пыльцы травянистых растений; 9 - содержание спор;

Это приводит к значительным трудностям, которые встают перед исследователями при выявлении общих закономерностей развития материальной культуры палеолита, а также при поиске критериев, по которым можно было бы определять одновозрастность или разновозрастность культур не только в небольших по площади районах, но и на обширных территориях. Сейчас эти критерии отсутствуют. Поэтому определение возраста и проведение корреляций культурных слоев стоянок возможны главным образом погеологогеоморфологическим данным. Именно поэтому столь важны Геолого-геоморфологические исследования при решении некоторых археологических вопросов.

Совершенствование орудий труда явилось толчком и стимулом для улучшения способов охоты, домостроительства, изготовления одежды и т.п. Все это делало человеческие коллективы значительно более приспособленными и более сильными в борьбе с неблагоприятными условиями природной среды, создавало наиболее благоприятные возможности для рационального использования окружающих природных ресурсов, а все это позволяло осваивать новые территории. Именно благодаря этому человек в верхнем палеолите обитал даже в Арктике.

Взаимоотношения между человеком и природой в палеолите представляют собой важную и сложную самостоятельную проблему. И в ее решении имеются разные подходы и разные заключения по одним и тем же вопросам. Одними исследователями главная роль в развитии палеолитического человека отводится природным факторам, другими - социальным. На этом важном вопросе мы остановимся подробнее в следующей главе.