Южноафриканские австралопитековые

Открытие в 1924 г. в Южной Африке в 10 км от станции Таунг черепа детеныша ископаемого примата ознаменовало собой начало нового этапа в теоретических исследованиях проблем антропогенеза. Череп удивительным образом совмещал в себе как обезьяньи, так и человеческие особенности. Южноафриканский анатом Раймонд Дарт, описавший эту находку, дал ей наименование " австралопитек африканский" (Australopithecus africanus) /Dart, 1925/ (рис. 1). Эта находка явилась лишь прологом к серии блестящих открытий костных остатков австралопитеков, сделанных в последующие годы Р. Брумом, Д. Робинсоном, Р. Дартом и другими исследователями. Эти остатки были обнаружены еще в четырех южноафриканских местонахождениях: Стеркфонтейне, Кромдраае, Макапансгате и Сварткрансе. Они дали науке богатейший палеонтологический материал,

Рис. 2. Грацильный австралопитек (реконструкция по Хауэллу) относящийся к своеобразной и очень интересной группе ископаемых высокоорганизованных приматов, получивших название австралопитековых (" южных обезьян" )

Рис. 2. Грацильный австралопитек (реконструкция по Хауэллу) относящийся к своеобразной и очень интересной группе ископаемых высокоорганизованных приматов, получивших название австралопитековых (" южных обезьян" )

Морфологиче ская структура австралопитековых

Совокупность скелетных материалов по австралопитековым свидетельствует о том, что они обнаруживают гораздо большее сходство с человеком, чем современные человекообразные обезьяны, а также чем какие-либо известные ныне ископаемые высшие приматы. Сходство с человеком выражается прежде всего в строении черепа и зубов. Череп австралопитековых характеризуется относительно меньшим лицевым и большим мозговым отделом, чем у современных антропоморфных обезьян. Зубы, особенно резцы и клыки, менее крупные, чем у последних, а клыки не возвышаются над уровнем соседних зубов. Диастемы, т.е. промежутки между вторыми резцами и клыками на верхней челюсти и между клыками и первыми предкоренными зубами на нижней, у австралопитековых, в отличие от современных обезьян, отсутствуют. Зубная дуга имеет сходную с человеческой параболическую форму и резко отлична от зубной дуги человекообразных обезьян, для которых характерна U-образная форма с параллельными рядами зубов.

Рис. 3. Массивный австралопитек (реконструкция по Хауэллу)

Рис. 3. Массивный австралопитек (реконструкция по Хауэллу)

Самой же поразительной чертой австралопитековых, выделяющей их среди всех как современных, так и ископаемых приматов и ставящей их в совершенно исключительное положение в филогении высших приматов и человека, является двуногая походка. На это указывает прежде всего огромное сходство тазовых костей австралопитековых с человеческими. Одним из косвенных доказательств вертикальной походки австралопитековых служит положение большого затылочного отверстия, расположенного у них ближе к середине основания черепа, что характерно также для человека. Если к этому добавить, что у австралопитековых клыки были очень невелики и не могли использоваться как оружие нападения или самозащиты, то напрашивается вывод, что подобная биологическая не вооруженность должна была компенсироваться рукой, способной употреблять палки и камни для защиты, нападения и добывания пищи. Вся совокупность этих фактов свидетельствует, что австралопитековые были группой высокоорганизованных приматов. Их важнейшей особенностью была двуногая походка, а это предполагает свободные верхние конечности, компенсировавшие биологическую невооруженность австралопитековых. В этом бесспорно очень большое сходство данных приматов с человеком.

Рис. 4. Местонахождения австралопитековых (по М. И. Урысону): 1 - Хадар (Эфиопия); 2 - долина р. Ома (Эфиопия); 3 - оз. Рудольф (Кения); 4 - Олдувайское ущелье (Танзания); 5 - Южноафриканские формы;

Рис. 4. Местонахождения австралопитековых (по М. И. Урысону): 1 - Хадар (Эфиопия); 2 - долина р. Ома (Эфиопия); 3 - оз. Рудольф (Кения); 4 - Олдувайское ущелье (Танзания); 5 - Южноафриканские формы;

При исследовании истанков южноафриканских австралопитековых было обращено внимание на заметные морфологические различия между отдельными их представителями из разных местонахождений. Выяснилось, что австрялопитековые из Таунга, Стеркфонтейна и Макапансгата достаточно четко отличаются от своих сородичей из Кромдраая и Сварткранса. У представителей первой группы были меньшие размеры тела, более гладкие и лишенные костных гребней черепа, более крупные передние и сравнительно небольшие коренные зубы. Их обычно именуют грацильными формами. Представители второй группы, напротив, отличались большими размерами тела, очень массивным и снабженным костными гребнями черепом, сравнительно небольшими передними и очень крупными коренными зубами. Эти формы называют массивными (рис. 2, 3). Грацильные и массивные формы различаются и по объему мозга. У первых объем мозга колеблется от 435 до 600 см3 (в среднем 504 см3). Максимальная величина объема мозга массивных форм не превышает 848 см3, а средняя величина несколько более 500 см3 /Tobias, 1963/. Таким образом, объем мозга южноафриканских австралопитековых лишь на немного превышал объем мозга современных антропоморфных обезьян. Однако, учитывая сравнительно небольшие размеры тела этих приматов (длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг), значительно уступающих современным крупным человекообразным обезьянам, относительный вес их мозга был выше, чем у последних.

Рис. 5. Австралопитек (по Хауэллу)

Рис. 5. Австралопитек (по Хауэллу)

Образ жизни южноафриканских австралопитековых. Проблема датировки гипотезы о филогенетическом положении

Австралопитековые обитали на открытых пространствах типа саванн и охотились преимущественно на антилоп и других копытных животных. Свободные верхние конечности этих приматов давали им возможность использовать палки, камни и другие предметы как орудия охоты, добывания растительной пищи и защиты от врагов. Об этом свидетельствуют и найденные в пещерах австралопитековых черепа ископаемых павианов со следами ударов (вмятины, отверстия повреждения), нанесенных острыми предметами.

Все, казалось бы, говорит, что южноафриканские австралопитековые вплотную подошли к тому рубежу, с которого начинается человек, и представляют собой непосредственных предков древнейших людей. Однако геологический возраст этой формы был неясен. Некоторые исследователи были склонны датировать их ранним и даже средним плейстоценом. А поскольку методы определения абсолютного возраста оказались непригодными, проблема датировки австралопитековых не была разрешена. Это обстоятельство, а также их периферийное положение на крайнем юге Африки породили у многих ученых осторожность в оценке их филогенетического положения. Большинство исследователей склонилось к признанию этих приматов хотя и очень близкими к предкам человека, но все же боковой ветвью эволюции, не приведшей к возникновению древнейших людей /Якимов, 1964/. Эта точка зрения преобладала до конца 50-х годов, когда были сделаны выдающиеся открытия австралопитековых и более прогрессивных форм в Восточной Африке. Эти открытия коренным образом изменили взгляды на австралопитековых и на их положение в филогении человека.