Семь чудес света. статуя зевса одимпийского
02.10.2006
Статуя Зевса Олимпийского - седьмое Чудо Света, казалась современникам настолько живой, что греческий поэт в V в. до н.э. восклицал, обращаясь к ее автору: Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?
По преданиям, именно в Олимпии, расположенной в северо-западной части древней Греции, Зевс (верховное божество греческого пантеона, правитель небес) вступил в борьбу со своим отцом. Кровожадный Кронос, пожирал своих детей, так как Оракул предсказал ему гибель от руки сына. Зевс, спасенный матерью, подсунувшей мужу вместо новорожденного камень, одержал победу и заставил Кроноса вернуть своих братьев и сестер.
В честь этой легендарной победы и были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н.э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н.э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Но ни этот, ни какой либо другой храм Эллады не стал новым Чудом Света. Олимпию прославила одна единственная статуя - статуя Зевса, работы великого Фидия.
"Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов", - писал древнеримский Историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора. И, тем не менее, мы почти ничего не знаем об этом замечательном человеке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н.э., умер около 432 - 431 г. до н. э.
Большинство его многочисленных творений погибло. Во всяком случае, те, что восхищали его современников. Лучшими из них были колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая в Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии.
На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, мастер ответил: "...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах "Илиады":
Могучерукий Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида,
Окрест бессмертной главы;
и потрясся Олимп многохолмный".
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала около 17 м в высоту. Монумент находился в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Если бы громовержец "поднялся", он бы проломил крышу здания.
Его божественное чело украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Обнажeнный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой слоновой кости, одежду - золотые листы. В одной руке он держал крылатую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл, увенчанный орлом.
Золотая одежда, украшенная изображениями лилий и разных фигур, покрывала его мощный торс. Трон Зевса, выполненный с изяществом и роскошью, был подстать божественному правителю. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали сложные орнаменты, ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.
Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в.н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую, чтобы слоновая кость не рассохлась.
С особенным вдохновением была исполнена голова владыки небес. Высокий, выступающий вперед лоб и твердо очерченный нос, выражали благородство, на полных, полуоткрытых устах словно замерли слова благословения. Казалось, одним взглядом, брошенным из под изящных бровей, Зевс пронзал насквозь всю вселенную. Лицо отца богов дышало зрелой и мужественной красотой. Но самыми прекрасными были волосы, гордо поднимавшиеся над челом и ниспадавшие по бокам густыми прядями, и вьющаяся крупными локонами борода.
Весь древний мир дивился Фидиевскому Зевсу, и каждый грек стремился увидеть и поклониться ему. Статуя производила такое сильное впечатление, что, по словам древних авторов, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании Владыки небес. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, были поражены гармоничным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.
Зевс казался настолько "живым", что даже его автор, знавший, что это всего лишь статуя из дерева и слоновой кости, был очарован им. Когда Фидий завершил свой труд, он подошeл к статуе и спросил: "Ты доволен, Зевс?". В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул - Зевс был доволен.
Неизгладимое впечатление производила эта статуя на всех, кто когда-либо ее видел. Возможно этот эффект объясняется и особенным устройством Олимпийского храма. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его голову, увенчанную оливковым венцом. Вошедшим же казалось, что сияние исходит от самого божественного лика.
Еще при жизни Фидия были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Но ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. А ранние реконструкции, например Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными.
Поэтому, чтобы убедиться в том, что статуя действительно существовала и была именно такой, как описывали современники, в наше время была сделана попытка, найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Ведь статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. В нeм нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки были сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы ноги Зевса, множество пластин из слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди. Все это стало подтверждением того, что в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, именно такую, как описывали древние.
В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствие этого храм был значительно поврежден.
Византийские императоры со всеми предосторожностями перевезли статую в Константинополь. Хотя они и стали христианами, но рука на Зевса ни у кого не поднялась. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от "бессмертного" творения Фидия.
Так погибло, последнее, Седьмое Чудо Света