Средневековые мавзолеи на юге урала хранят легенды и поверья
11.10.2005
ЧЕЛЯБИНСК, 10 октября (Корр. АНН Николай Федоров). Известный исторический памятник Южного Урала - мавзолей Кесене XIV века, именуемый также "башней Тамерлана", хранит немало тайн. Он представляет собой старинное, выложенное из кирпича здание в древневосточном стиле - мавзолей, где, по легенде, была похоронена дочь знаменитого полководца Тимура Тамерлана. Кирпичный мавзолей в открытой степи долгое время считался археологическим чудом. Он воздвигнут из кирпичей, в состав которых входят красная глина, яйца диких птиц и молоко верблюдов. По легенде кирпич изготовлялся в районе города Троицка и передавался по цепочке воинами до места строительства мавзолея.
Семь веков назад возле мавзолея располагалось ныне высохшее озеро Большое Кесене. На берегу его красавицу Кирху и ее мужа Мингерея настигли воины Тамерлана, которых послал разъяренный хан, узнав о тайном браке своей дочери с простолюдином. Юноша, по преданию, не захотел вступать в поединок с великим ханом и вместе со своей любимой ушел на дно озера.
Соленое озеро давно превратилось в степь. По другой версии, дочь Тамерлана и ее муж, путешествуя по степи, были растерзаны еще обитавшими тогда в тех краях тиграми, и гробница была построена на месте их гибели.
Но эти версии имеют распространение лишь среди местного населения. Еще в ХIХ веке историки нашли в башне захоронение молодой женщины. А также множество золотых подвесок, колец и браслетов 14-го века.
Ученые утверждают, что Тимур Тамерлан в этих краях никогда не появлялся, а названный исторический памятник ведет свое происхождение из монгольской империи эпохи шибанидов - потомков второго сына Чингис - хана Шейбани. А в мавзолее погребена женщина из тюркской знати.
Мавзолей изображен на гербе Варны. Памятнику присвоили статус республиканского и дали другое название - мавзолей Кесене.
Мавзолей давно облюбовали голуби и свадебные кортежи. На стенах молодожены оставляют признания в любви, а у входа привязывают разноцветные ленточки - на счастье.
Вторая жизнь мавзолея Кесене началась в 80-х. Реставраторам помогали многочисленные фотографии и воспоминания коренных жителей. Красные кирпичи делали и обжигали по древним технологиям. Правда, уже без верблюжьего молока.
Погребальный комплекс Кесене состоит из кирпичного портального мавзолея Кесене, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и до 150 курганов позднего средневековья.
При раскопках внутри мавзолея обнаружены три погребения, серьги и перстень, при раскопках курганов обнаружены два костяных псалия в виде морд хищников, круглодонный сосуд V века до н.э. и три сосуда эпохи бронзы, а также два комплекта из наборов конской узды, погребения женщины с глиняным сосудом, зубы акулы.
В курганах средневековья обнаружены сердоликовые и пастовые бусы, медные деньги.
На территории Казахстана, неподелеку от Оренбурга, есть похожий на Кесене мавзолей Абат-Байтак, относящийся к концу ХIV - началу ХV века. Специалисты относят Абат-Байтак к портально-купольным, "шатро вым" мавзолеям с двойным покрытием. Портал памятника на сегодняшний день полностью разрушен. Сохранился лишь четырехгранный остов, на котором покоится одиннадцатигранный барабан, заканчивающийся конусовидным шатром. Купол двойной: внутренний - сферический и внешний - шатровый.
Историки предполагают: подобные мавзолеи строились в степи над могилами выдающихся личностей во времена активного внедрения мусульманства. Например, одна из легенд гласит, что мавзолей Абат-Байтак построен на месте гибели сына известного казахского философа-утописта XV века Асана Кайгы - батыра Абата. Сочувствующее горю население за кратчайший срок всем миром воздвигло этот уникальный памятник. Отсюда вторая часть названия "Байтак" - "всенародный".
Это место почиталось казахами, и в XVIII-XIX веках около мавзолея образовался огромный некрополь. В него входят сырцовый мавзолей конца ХVIII - начала XIX века, ансамбль, состоящий из более чем 200 великолепных резных кулпытасов. Уникальность некрополя состоит в том, что ни один кулпытас не повторяет другой. Это и стела из окаменевшего дерева, и плоскостные простые кулпытасы, и с высокой техникой резьбы объемные стелы, и памятники в виде постамента.
А в местечке Карасу, недалеко от Абат-Байтака, была найдена керамическая посуда и обнаружена оросительная система располагавшегося здесь средневекового поселения. Ученые пришли к выводу о необходимости проведения именно реставрации, но не консервации этого выдающегося памятника средневекового зодчества.