Проблема культуры австралопитековых
Она стала особенно острой в результате открытий Л. Лики в Олдувайском ущелье, но возникла гораздо раньше, в связи с исследованиями южноафриканской пещеры Макапансгат. Как известно, Р. Дарт обнаружил в этой пещере вместе с остатками грацильных австралопитековых огромное скопление костей, главным образом копытных животных. Сейчас известно до 100 000 таких костей. Дарт установил, что многие из них были целенаправленно видоизменены, чтобы придать им форму примитивных орудий. На основании этих исследований Дарт выдвинул оригинальную гипотезу. Гипотеза утверждает, что австралопитековые создали так называемую остеодонтокератическую культуру (культуру костей, зубов и рогов), основанную на использовании и видоизменении костей. Дарт считает, что костям Макапансагата приданы такие свойства, которые сделали их особенно эффективными как орудия защиты и нападения.
Однако гипотеза Дарта не встретила полной поддержки. Ее противники утверждали, что скопления костей могут быть остатками " трапез" хищников, например гиен. Другие авторы выдвинули немало доводов в пользу гипотезы Дарта.
Мне эта гипотеза представляется недостаточно обоснованной. И не потому, что эти гигантские скопления костей я не отношу к продуктам деятельности австралопитековых. С моей точки зрения, нет никаких доказательств того, что видоизменение костей производилось австралопитековыми с помощью других предметов (орудий), а не своими руками, зубами и т.д. И пока таких
доказательств нет, было бы неверным употреблять термин " культура" . Иначе обстоит дело с каменными орудиями из ряда местонахождений Восточной Африки. Из этих же местонахождений известны и костные остатки австралопитековых. Речь идет о галечной, или олдувайской, культуре, обнаруженной в Олдувайском ущелье, а также в долине р. Омо, на восточном берегу оз. Туркана и в других местах Восточной Африки. Некоторые археологи считают, что орудия олдувайской культуры были очень разнообразными и предназначались для самых различных трудовых операций (Григорьев, 1977). Речь идет, следовательно, об искусственно изготовленных орудиях существом, использовавшим для этих операций другие предметы в качестве посредников. Другими словами, олдувайские орудия - продукт трудовой деятельности существ, сознательно изготовлявших их для определенных целей. В этом случае результаты такой деятельности вполне правомерно называть культурой. И не случайно термин " олдувайская культура" широко используется в мировой археологической литературе для обозначения самой ранней культуры палеолита. Олдувайская культура сформировалась задолго до шелльской, которая до недавнего времени считалась древнейшей культурой каменного века.
Творцы олдувайской культуры
Были ли ими австралопитековые? Ведь орудия этой культуры и в самом Олдувайском ущелье, и в долине р. Омо, и в местонахождениях восточного берега о. Туркана обнаруживались в тех же горизонтах, где залегали и кости австралопитековых. Но если ими были австралопитековые, то тогда эти существа должны именоваться людьми. Ведь только человек способен к трудовой деятельности и к созданию культуры. Ответ на эти вопросы дали' сами восточноафрикаяские местонахождения. В них, где присутствовали орудия олдувайской культуры, вместе с костями австралопитековых обнаруживались костные остатки более прогрессивных по своим морфологическим особенностям существ, которых исследователи относили к роду Homo (человек). Самый известный представитель их - " человек умелый" из Олдувайского ущелья.
Таким образом, творцами олдувайской культуры скорее всего были не австралопитековые, а " человек умелый" , который уже был человеком древнейшего типа, оставившим после себя памятники палеолитической культуры - олдувайской. Так как самый древний абсолютный возраст этой культуры - 2,6 млн. лет (Кооби Фора), можно предположить, что в это время в Восточной Африке уже существовали древнейшие люди. Это тем более вероятно, что в горизонте еще более древнем (2,8 млн. лет) в том же местонахождении был обнаружен череп № 1470 с емкостью мозговой коробки в 800 см3. Не исключено, что обладатель этого черепа был одним из древнейших творцов олдувайской культуры, а следовательно, и древнейшим человеком, жившим около 3 млн. лет тому назад.
С изложенными здесь взглядами об олдувайской культуре и ее творцах согласны далеко не все антропологи. Так, многие советские антропологи утверждают, что существо, называемое " человек умелый" , ничем особенным не выделяется среди прочих австралопитековых и должно занять свое место внутри этой группы высших приматов (Кочеткова, 1973; Якимов, 1974; Зубов, 1972). Следовательно, названные авторы не относят этих существ к роду " человек" и не считают их древнейшими людьми. Что же касается галечных орудий, то они не признаются за истинные орудия, на основании которых можно говорить о культуре. Однако все же подавляющее большинство археологов, в том числе и советские специалисты по палеолиту, включают олдувайскую культуру наряду с ашельской, мустьерской и позднепалеолитической в последовательность культур древнекаменного века (Борисковский, 1977; Григорьев, 1977). Творцами олдувайской культуры были люди, т.к. животные культуры не создают. Пусть они еще очень примитивны по своей морфологической организации и еще очень сходны с высокоорганизованными двуногими обезьянами - австралопитековыми. Иного наименования этим существам дать нельзя, ибо единственный безусловный критерий отличия человека от животного - способность изготовлять искусственные орудия.