Коллекционер из барнаула "присвоил" трость и пистолет геринга

15.07.2005

БАРНАУЛ, 15 июля (Корр. АНН Сергей Попов). Барнаулец Евгений Смолин создал уникальный музей криминалистики, в котором есть все - от отмычки до авиабомбы. Евгений Алексеевич работал преподавателем на кафедре криминалистики местного университета и получил под свое хобби помещение. Экспонатов в музее столько, что можно запросто устраивать выставки на темы "300 лет Российскому флоту", "100 лет академику М.Лисавенко", "160 лет российской фотографии", "50 лет автомату Калашникова", "40 лет освоения космоса" и т.д.

Есть у него оружие из бандитского арсенала: обрезы, топоры, булавы, кастеты, кинжалы, отмычки, самодельные патроны к самодельным же автоматам печально знаменитой ростовской банды Толстогановых "Грачи", ручка-пистолет, самодельные револьверы. В книге отзывов музея сохранилась запись 1975 года, в которой актер Леонид Каневский передает "привет от ЗнаТоКов" и лично от "майора Томина".

В коллекции около 800 единиц холодного оружия: ножи, кортики, шашки, шпаги, штыки и самурайский меч. Здесь же огнестрельное оружие и патроны к нему (всего более 10 тысяч экспонатов, если считать каждый патрон). Есть учебные мины, гранаты, авиапушка и даже авиабомбы и танковый снаряд. "Тяжелая артиллерия" за неимением иного места стоит у Смолина на даче.

"Все "стволы" рассверлены и уже никогда не выстрелят, - успокаивает любопытных Смолин. - Это к тому, что порой некоторые присматриваются, прикидывают... Я их честно предупреждаю - не суетитесь напрасно!"

Евгений Алексеевич и сам может смастерить любое оружие. А также открыть любой замок и вскрыть любой сейф. На него самого, как на специалиста по оружию, и на его книги есть ссылки в многочисленных статьях, журналах и книгах российских и зарубежных авторов. По его книгам (например, "Холодное оружие и его криминалистическая экспертиза. Словарь терминов" или "Жаргонные слова и выражения, употребляемые преступниками, и их криминалистическое значение") учатся студенты-юристы всей страны.

Его звал к себе на работу сам Калашников, но Смолин остался в Барнауле.

Между прочи м, многие вещи в коллекции Евгения Смолина когда-то принадлежали очень известным людям. Например, стропорез Руцкого или рабочий стол, фотоаппарат, микроскоп и книги академика Лисавенко. С Михаилом Калашниковым они вообще обменялись ножами. Есть здесь картина, написанная космонавтом Алексеем Леоновым, флотский четырехпредметный нож дважды Героя Советского Союза адмирала Горшкова, нож, побывавший на "Буране", шлемофон немецкого летчика, сбитого в Великую Отечественную будущим космонавтом Георгием Береговым. Пистолет "Рейнметалл" 1910 года выпуска и шпага-трость из личной коллекции имперского министра авиации Германа Геринга долго переходили из рук в руки, пока не попали к Смолину. А нож с ручкой из моржовой кости и булатной стали с рисунком, изготовленный Смолиным, был подарен Брежневу во время его визита в Барнаул. Тогдашний первый секретарь крайкома партии выпросил у Евгения Алексеевича клинок в подарок генсеку.

Как же собиралось такое богатство? Кое-что подарили, что-то нашли, что-то принесли друзья. Евгений еще мальчишкой живо интересовался оружием. До сих пор он хранит старые тетради, в которые записывал тактико-технические характеристики оружия и зарисовывал его общий вид. А в то время очень трудно было достать подобную информацию, ведь еще не было современных оружейных журналов и книг. Окончив школу, он поступил сначала в Ленинградский институт им. Репина, а потом продолжил обучение в Алма-Атинском художественном училище. Правда, приехав в Барнаул, мастерскую получить не смог, и тогда поступил на юрфак Томского университета.

Остается добавить, что прадед Смолина по отцовской линии Николай Михайлович Баранов - знаменитый русский моряк и государственный деятель, сенатор, флигель-адъютант, генерал-лейтенант, изобретатель первого в России ружья, заряжавшегося с казенной части, принятого на вооружении в русском флоте и известного под названием "барановского". Всего было изготовлено около 10 тысяч ружей, два из которых в коллекции потомка изобретателя.

Кстати, часть вещей героического деда была с боль шим трудом выпрошена Евгением Смолиным в музее Измаила, в том числе и наградная позолоченная сабля.

Другой его предок, Александр Андреевич Баранов (1746-1819) - государственный деятель, мореплаватель и исследователь Русской Америки, первый главный правитель русских поселений в Америке (1790-1819), флигель-адъютант и генерал-лейтенант. Его именем назван один из Алеутских островов.

Смолин, разумеется, не так знаменит, как его предки, но по-своему известен в кругах тех, кто связан с историей оружия.