О времени заселения территории нашей страны архантропами
Имеющиеся материалы по ангельской эпохе очерчивают предположительную зону заселения человеком нашей страны. Почти все исследователи считают, что человек проник на нашу территорию лишь в среднем плейстоцене. В нижнем плейстоцене архантропы могли обитать только на Кавказе и, что менее вероятно, на юге Средней Азии. Распространение находок от Закарпатья на западе и до Алтая и Амура на востоке исключает возможность проникновения ашельского человека на всю эту территорию из единого центра.
Рассматривая каждый отдельный район, нельзя не видеть своеобразия ашельских орудий и сходства их с ашелем сопредельных стран. Малочисленность материалов затрудняет сравнение памятников и установление территорий, занимаемых отдельными вариантами ашеля. Поэтому все попытки наметить пути проникновения человека на нашу территорию остаются лишь гипотезами. Исследования последних лет, давшие ряд неожиданных открытий, позволяют надеяться на выяснение путей миграций древнейшего челоэечества. В настоящее время можно изложить лишь несколько дискуссионных предположений.
По мнению В.П. Любина, на Кавказ человек проник из Передней Азии. Это предположение он обосновывает тем, что в Передней Азии есть памятники еще более древние, но имеющие некоторые сходные черты с кавказскими. Он считает, что Кавказ был освоен человеком в среднем ашеле. Позднее архантропы преодолели Большой Кавказ и проникли на Кубань и Терек.
Наличие на Кавказе ашеля позволило некоторым исследователям предположить заселение других территорий юга СССР из кавказского центра. Однако вопрос, откуда пришелашельский человек на Русскую равнину, еще не имеет удовлетворительного решения. После того как в последнее время в Центральной и Южной Европе были обнаружены древние стоянки, аналогичные памятникам Русской равнины, некоторые исследователи склонны считать, что ашельский человек проник к нам из Европы (Праслов, Гладилин и др.). Палеогеографические соображения, казалось бы, подтверждают это (существование Маньмского пролива, прерывавшего связи Кавказа с Русской равниной, отсутствие между средней и восточной Европой труднопреодолимых преград и т. п.).
Для Казахстана и Средней Азии, где ашельские орудия известны от Каспия до отрогов Памира, также надо предположить проникновение ашельского человека не из одного, а из нескольких центров. Разнохарактерность ангельских орудий позволила А.П. Окладникову и В.А. Ранову говорить о двух направлениях связей ашельского человека. Средняя Азия находится на стыке двух больших палеолитических областей, различающихся в ашельскую эпоху особенностями техники изготовления орудий и их набором. В Передней Азии распространены ашельские памятники с рубилами и техникой леваллуа, а в Восточной Азии - с чопперами и отщепами. Отражение связей с этими областями мы и прослеживаем: на западе Средней Азии проступают культурные связи с Передней Азией, а на востоке и севере прослеживается влияние галечной культуры Юго-Восточной Азии. Однако эти предположения еще весьма гипотетичны, так как опираются на небольшое количество фактов.