Глава I. Исторический обзор. Введение
Мы довольно часто пользуемся термином - эволюция, но точно определить значение этого термина не так легко, как казалось бы. Наилучшее определение этого термина приведено в дискуссии, которая имела место во время празднования столетнего юбилея дарвинизма, организованного по инициативе университета в Чикаго в 1958 г.
Эволюцией называется в основном необратимый процесс, происходящий во времени, благодаря которому возникает что-то новое, разнородное, на более высокой ступени развития. Говоря об эволюции, мы не имеем в виду действия какой-то таинственной силы, а естественный процесс, который, например, в противоположность химическим процессам, в своих основных чертах необратим. Однако эта необратимость не зависит от какой-то внутренней направленности системы, подвергающейся эволюционным процессам.
Процесс эволюции касается многочисленных явлений, происходящих в природе. Астроном говорит об эволюции планетарных систем и звезд, геолог - об эволюции Земли, а биолог - об эволюции живых существ. Мы, не колеблясь, относим этот термин к явлениям, не связанным с природой в узком значении этого слова. Языковед старается с эволюционных позиций подходить к вопросам своей специальности, мы говорим об эволюции наших взглядов на разные проблемы, можно, наконец, говорить об эволюции какой-нибудь машины, или эволюции, которой подвергся какой-либо материал в процессе его обработки. Первые часы, автомобили, пишущие машины выглядели иначе, чем современные. Изменения, которые они претерпевали, происходили постепенно, и имея перед собой очередные модели, можно было бы легко восстановить эти постепенные изменения, которые конструкторы вводили с целью улучшения машины данного типа.
Несмотря на общее сходство между космической эволюцией, эволюцией земной коры и биологической, каждый из этих видов эволюции обладает своими особенностями и в основе их лежит другой механизм. Предметом нашего исследования является биологическая эволюция. Однако, согласно общепринятому мнению, жизнь на Земле развилась из мертвой материи, поэтому нас должна интересовать и геохимическая эволюция. Попытки ознакомления с химическим составом первичного океана и земной атмосферы необходимы для понимания тех химических процессов, которые явились вступлением к эволюционному развитию живой материи, и ее основных свойств.
Некоторые общие эволюционные взгляды и мысли по существу так стары, как стара история человечества. Уже 4000 лет до нашей эры существовали три главных центра культуры, которые, развиваясь, передавали свои достижения другим. Одним из таких центров была культура Дальнего Востока. Ее достижения в течение долгих веков не были известны на Западе и лишь в течение последних десятилетий ученые энергично работают над изучением основных достижений древнекитайских мыслителей и натуралистов. Яркой чертой китайской космогонии, по мнению Veith, является факт, что акт творения они никогда не связывали с действием или планом какого-то сверхъестественного существа. Зато предполагалось взаимодействие каких-то безликих сил, существующих вечно.
Древние китайские философы живо интересовались проблемами эволюции. Достигнув удовлетворительной теоретической формулировки эволюции, они оставили дальнейшие искания в этом направлении. Однако когда прошлый век принес на Западе великую эволюционную идею Ламарка, а затем Чарльз Дарвина, то оказалось, что эти теории были более далекими и чужими нашему способу мышления, чем традиционному китайскому.
Западная культура в течение долгих веков развивалась в полной изоляции от китайской, беря свое начало из других древних источников культуры. Очень интересные выводы на эту тему приводит английский биолог Кэннон (Н.G. Cannon).
Уже 4000 лет до нашей эры в долинах великих рек возникло 2 больших центра цивилизации. Один в долине Нила - Египет, другой - в долине рек Тигра и Евфрата. Условия развития этих двух центров, предопределенные самой природой, были совершенно различными. Египет отличался мягким и постоянным климатом, а естественные границы хранили его от неприятелей, что обеспечивало его жителям в течение долгих лет условия спокойного развития. "Жители Месопотамии, наоборот, жили в постоянной тревоге перед наводнениями и катастрофами, частыми наездами со всех сторон. Страна не знала спокойствия. В конце концов, культура ее была уничтожена в какой-то великой катастрофе и исчезла, засыпанная песком, в то время, как в Египте старая цивилизация фараонов непрерывно развивалась вплоть до наших дней" (Кэннон).
По мнению Кэннона, столь различные условия развития должны были оказать влияние на философские взгляды и обусловленный ими способ понимания возникновения и начала вещей. В Месопотамии, поэтому, следует искать начала того направления мыслей, которое носит название катастрофизма. Свет от времени до времени подвергался уничтожению, а добродетельная сила заселяла его снова. Иначе формировалась философия египтян, которые, хотя и приписывали начало света творческой деятельности богов, но все же предполагали постоянство света и его явлений. Сходный образ мышления был характерен для натурфилософов древней Греции и неизвестно, формировалось ли их мировоззрение независимо или взяло свое начало из философии египтян. Катастрофизм был связан с необходимостью принятия акта или актов творения. Уничтожение жизни нуждалось в новом акте творения.
Хотя идеи многих мыслителей древней Греции отчетливо содержали элементы эволюционного мировоззрения, однако они не выходили за пределы теоретических рассуждений и чаще всего не были связаны с фактами, полученными при непосредственных наблюдениях явлений природы. В этом они определенным образом сходны с философскими взглядами древнего Китая. Противоположностью философам-теоретикам был Аристотель (384-322 г.г. до нашей эры). В своих биологических трактатах он приводит результаты непосредственных наблюдений, исследования внешнего строения и развития животных, а также результаты экспериментов. Аристотеля интересовала динамика явлений, их развитие, и в этом смысле он был эволюционистом. В своем труде Метеорология" он выступает как против катастрофизма, так и против креационизма. Длительные осадки и наводнения имеют лишь местное значение. Земная кора подвергается постепенным изменениям во времени, причем это длительный процесс; материки становятся дном океанов, а дно океанов образует новые материки. Взгляды Аристотеля приближаются к принципам униформитарионизма, провозглашающему, что геологические процессы являются результатом естественных сил, действующих в течение длительного периода времени, и что силы эти действуют также и в настоящее время.
Несмотря на эту точку зрения, указывающую на эволюционные позиции Аристотеля касательно земной коры, несмотря на его усилия понять явления природы и их развитие, Аристотель не проповедовал биологической эволюции. Ниже мы увидим, что некоторые из его взглядов, которые при первом с ними знакомстве можно было бы считать эволюционными, следует интерпретировать иначе.
Катастрофизм и креационизм, господствовавшие в Месопотамии, оказали влияние на евреев, которые в течение двух поколений были рабами Вавилона. При посредничестве евреев это мировоззрение переняло христианство.
Биологической эволюцией мы назвали процесс, происходящий благодаря специальным биологическим механизмам и подчиняющийся собственным законам. Сама биологическая эволюция в настоящее время является научно установленным фактом, в котором никто из естествоиспытателей не может сомневаться. Спорным остается только вопрос, являются ли изученные до настоящего времени механизмы эволюционного процесса достаточными для объяснения всей биологической эволюции в целом? Науку, которая занимается исследованием биологической эволюции, и суммы ее механизмов называют эволюционизмом. Этих двух понятий, то есть эволюции и эволюционизма не следует отождествлять.
Мы уже обращали внимание читателя на то, что на заре заложения человеком главных центров культуры, появлялись, хотя туманно и неуверенно, ростки эволюционных мыслей и идей. Эти идеи сталкивались с воззрениями, обоснованными на креационизме и катастрофизме.
С того момента, когда на Западе победило христианство, принятый без оговорок авторитет библии в течение долгих веков тормозил всякие независимые и самостоятельные исследования и искания в области эволюционизма. Дословное изложение Генезиса исключало возможность перехода одной формы жизни в другие. Каждый вид был обязан своим существованием акту творения, а в настоящее время существуют только те формы жизни, которые уцелели из вод потопа благодаря Ноеву ковчегу. Одновременно дословный перевод библии указывал на то, что сам акт творения имел место не в очень далеком прошлом. Хотя взгляды отдельных теологов несколько отличались между собой, ни один из них не считал, что свет существует многим больше, чем 6 тысяч лет. С того времени, когда была принята хронология архиепископа Ussher, то есть от 1650 года, датой сотворения считали 4004 год до нашей эры.